Конспект подгруппового занятия по формированию правильного звукопроизношения с детьми старшего возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи в условиях дошкольного логопункта


Автор публикации Марина Константиновна Жук
учитель-логопед логопедического пункта
при ДНЗ №150 г. Мариуполя

Тема: Дифференциация звуков С и Ш
Цель: Учить различать звуки С и Ш на слух, выделять в слогах, словах, фразе; правильно характеризовать звуки.
Развивать фонематический слух, продолжать формировать навыки звукового анализа. Развивать связную речь, логическое мышление, графические навыки.
Воспитывать навыки самоконтроля за произносительной стороной речи.
Оборудование: кукла Бяка Задавака, веера с символами артикуляционных упражнений, характеристики артикуляции звуков на магнитах, картинки предметов на звуки С и Ш, 2 собаки игрушки, фишки для звукового анализа, экраны для письма, кубики с символами артикуляционных упражнений.

Ход занятия:

  1. Артикуляционная разминка.
    – Ребята, наша Бяка Задавака хочет проверить, помните ли вы её упражнения. Кукла Бяка Задавака показывает артикуляционные упражнения, дети повторяют, произносят названия упражнений, находят их на веерах.
  2. Постановка цели занятия.
    – Ребята, к нам сегодня пришли в гости 2 собаки. Дети читают клички собак (Салли и Шарик), определяют 1-ый звук в кличке собак (С и Ш). Логопед подводит к теме занятия: — Сегодня мы с вами будем говорить о звуках С и Ш
  3. Уточнение артикуляции. Логопед совместно с детьми определяет положение органов артикуляционного аппарата. Дети выставляют картинки символы на магнитах на доску (губы, язык, ветерок, голосок). Определяют, сходство и различие звуков.
  4. Игра «Будь внимателен». На С – присесть, на Ш – подняться на носочки.
  5. Игра «Эхо».Дети повторяют за логопедом слоги с оппозиционными звуками:
  6.  СА- СА- ША           СЫ – ШЫ – СЫ          ШУ –СУ-  ШУ          ША – ША – СА  
    ША – СА – СА         СА – ША – СА            СО – ШО –СО          СУ – ШУ – ШУ

  7. Игра «Подари картинки Салли и Шарику». Дети произносят названия предметов на картинках, определяя в них звук С или Ш.
  8. Динамическая пауза. Речь с движениями.
    Шли по крыше три кота, (идут по кругу)
    Смотрят в небо три хвоста. (руки вверх)
    Сели киски на карниз, (присесть на корточках)
    Посмотрели вверх и вниз (движения головой вверх – вниз)
    И сказали три кота: (руки поочередно приставлять ко лбу)
    «Красота, красота!» (ритмичные хлопки в ладоши)
  9. Звуковой анализ.
    – Ребята, отгадайте: Что защищает от пуль голову солдата? (Каска) А что обычно дети кушают на завтрак в детском саду? (Кашка) Давайте выложим эти слова на доске фишками, а затем, напишем на экранах буквами. – Чем отличаются слова?
  10. Составление предложений со словами.
    – А теперь мы придумаем предложения со словами КАШКА и КАСКА и тоже подарим их Салли и Шарику.
  11. Придумывание сказки о язычке.
    – Что-то загрустили наши гости. Чем их можно развеселить? (ответы детей). А давайте придумаем нашим друзьям сказочку о язычке и покажем. (Составление сказки на кубиках, 3-5 упражнений)
  12. Подведение итогов занятия. Оценка деятельности детей.
  13. Сюрпризный момент. Подарки от Салли и Шарика.

Фрагмент занятия

Фрагмент занятия

Фрагмент занятия

Фрагмент занятия

Фрагмент занятия