«Моя профессия – учитель – логопед»


Автор публикации Оксана Александровна Тураева
учитель-логопед 1 квалификационной категории
МБОУ «Центр диагностики и консультирования Мариинского муниципального района»

Не место красит человека, а человек - место.
(народная мудрость)

Работы логопеда Центра диагностики и консультирования существенно отличается от работы логопедов других образовательных учреждений и имеет свою специфику.
Часто в Центр обращаются родители, чьи дети имеют тяжелую речевую патологию (дизартрию, ринолалию, алалию, нарушения письменной речи). Сложность коррекционной работы с такими детьми заключается в том, что частота приемов в Центре 1-2 раза в неделю, в то время как необходимы ежедневные групповые и индивидуальные занятия. Кроме того, приходится учитывать, что многие дети, пришедшие в Центр, не имели опыта общения с педагогами, да и родители не уделяли достаточного внимания их воспитанию и развитию. Как правило, у детей с речевыми нарушениями отмечаются проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различная степень моторного недоразвития и сенсорных функций, пространственных представлений, особенности приема и переработки информации. У таких ребят наблюдается снижение интереса к обучению, повышение утомляемости. Поэтому во время логопедических занятий приходится уделять внимание формированию усидчивости, умению понимать и выполнять инструкции, самоконтролю.
Исходя из этих проблем, я создала и продолжаю усовершенствовать такой логопедический кабинет, который пришелся бы по вкусу каждому ребенку, — чтобы его заинтересовать и сделать обучение осознанным.
Логопедический кабинет – это лицо учителя – логопеда, его творческая мастерская. Основное назначение моего кабинета – создание рациональных условий для коррекционного обучения воспитанников с речевыми дефектами. Это предполагает, во–первых, предметную среду с корригирующим, развивающим и оздоравливающим компонентами; во – вторых, научно – методическое (технологическое) сопровождение образовательного процесса; в – третьих, наличие логопедической документации и, в- четвертых, информативный блок для педагогов и родителей.
Золотое правило моего логопедического кабинета: сотрудничество ребенка и взрослого.
По целенаправленному оснащению и применению кабинет можно разделить на несколько рабочих зон:
1. Зона по коррекции произношения располагает настенным зеркалом, рабочими планшетами с артикуляционными укладами и соответствующим картинным материалом.
2. Зона по преодолению ОНР способствует развитию речи через рабочие материалы, содержащие рассказы и сказки для пересказов, картины для составления рассказов, кроссворды, загадки, стихотворения, словесные игры и задания по текущей лексической теме.
3. Образовательная зона по подготовке и освоению грамоты.
Это пространство оборудовано двумя учебными столами, четырьмя стульчиками, магнитофоном, пятиярусной этажеркой с рабочими материалами по развитию речи.
4. Зона методического, дидактического и игрового сопровождения.
Она представлена довольно вместительной книжной полкой и содержит следующие разделы:
- справочная литература по логопедии,
- материалы по обследованию речи детей,
- методическая литература по коррекции звукопроизношения,
- методическая литература по преодолению ОНР,
- занимательное игровое обеспечение логопедических занятий,
- оборудование, способствующее формированию речевого дыхания,
- оборудование, способствующее развитию мелкой моторики.
5. Зона ТСО. Ее пространство занимают компьютеры, сканер, принтер, микрофон с наушниками, компьютерные логопедические программы. Здесь же аудиотека и видеотека – и это «изюминка» моего кабинета.
6. Рабочий стол учителя – логопеда, на котором находится  логопедическая документация:
- паспорт логопедического кабинета,
- протоколы обследования детей,
- программа работы логопедического кабинета с планами работы,
- журналы посещаемости,
- речевые карты,
- портфолио научно – методических достижений (или творческая папка).
7. Информативная зона для педагогов и родителей расположена на планшетах «Новое в логопедии», «Родителям на заметку».
8. Зона релаксации, в которой расположена кушетка для проведения массажа и уголок игровой психотерапии, где находятся
мягкие игрушки и большое количество игр разных видов.
Окружающая обстановка благоприятно воздействует на эмоциональный мир ребенка и погружает его в мир сказки. Потенциальные возможности детей дошкольного и младшего школьного возраста безграничны, но для того, чтобы раскрыть этот потенциал, нужен, конечно, особый инструментарий, некий новый методический подход, индивидуальные программы развития, новые инновационные технологии.
Одними из таких инноваций являются компьютерные технологии, широко применяющиеся в последнее время в области специального образовании как адаптивные и легко индивидуализированные средства обучения.
Многие педагоги отмечают, что большинство современных детей даже в дошкольном возрасте на «ты» с техническими новинками. Во многих семьях имеются персональные компьютеры, и дети быстро обучаются работать на них.
Вот почему наряду с традиционными формами работы целесообразно применение компьютерных вариантов заданий для автоматизации звукопроизношения, скорректированного навыка чтения и письма.
Кроме того, работа логопеда в Центре диагностики и консультирования осложняется разнообразием тяжелых речевых патологий и разным возрастом детей (от 4 до 10 лет), обратившихся за помощью.
Учителю-логопеду приходится готовить задания как минимум для пяти-шести детей индивидуально для каждого ребенка с учетом речевого дефекта и возраста. Часто времени для смены наглядности в течение рабочего дня катастрофически не хватает. Использование же компьютерных за­даний с систематизированным иллюстративным, текстовым, развивающим и, главное, легко сменяе­мым материалом позволяет рационально использо­вать время логопедического занятия.
Благодаря компьютеру, в более короткие сроки можно решить такие задачи как пополнение словарного запаса, формирование грамматического строя, восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи, формирование связной речи, развитие орфографической зоркости, что способствует повышению грамотности. У детей повышается интерес к процессу обучения, развиваются навыки самостоятельной работы и самоконтроля.
Занятия с применением инновационной технологии стимулируют усилия ребенка к исправлению нарушений устной и письменной
речи. Возможность использовать повторные пробы и попытки даёт хороший тренинг и автоматизирует скорректированный звук в устной и письменной речи.
Нетрадиционная форма заданий, позитивный настрой, поощрение малейших успехов в преодолении дефектов или нарушений речи, использование игровых, занимательных, нетрадиционных приёмов, инновационных программ, современных технических средств обучения обязательные составляющие современного коррекционно-образовательного процесса.
Компьютерные технологии помогают заинтересовать ребенка, сделать обучение осознанным. Использование компьютерных за­даний с систематизированным, легко сменяе­мым материалом позволяет рационально использо­вать время логопедического занятия. Таким образом, выполнение заданий в компьютерном исполнении сохраняет время учителя-логопеда Центра диагностики и консультирования и стимулирует успешность на логопедическом занятии.
Именно в это время сотрудничество ребенка и взрослого достигает своей высшей точки развития: учитель – логопед выступает не только в роли педагога, но и в роли друга, помощника, наставника, является примером для подражания.
И нет учителю больше награды за свой труд, чем горящие глаза своих воспитанников, которые с удовольствием идут на его
занятия и делают успехи в обучении, и бесконечная благодарность родителей.