Логопедическая ритмика как эффективный метод развития речи в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР III и IV уровня


Автор публикации Ирина Михайловна Калинина
учитель-логопед
МБДОУ №57 «Почемучка» г.Мытищи Московской области

Описание. Цель. Задачи проекта:

  1. Название «Логопедическая ритмика как эффективный метод развития речи в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР III и IV уровня».
  2. Участники проекта:
    Дети старшего дошкольного возраста с ОНР III и IV уровня речевого развития (12 чел.).
    В группе для детей с общим недоразвитием речи обучаются дети со стертой дизартрией. У детей со стертой дизартрией общая моторика сформирована недостаточно: мышечный тонус повышен, нарушены статическая и динамическая координация движений, переключаемость движений, темп и ритм. Эти особенности характерны для всей моторной сферы – общей моторики, мимической, мелкой и артикуляционной.
    У детей с ОНР нарушения моторики характеризуются ее недоразвитием, общей моторной неловкостью, нарушениями оптико-пространственного гнозиса. Основные двигательные умения и навыки детей с ОНР сформированы недостаточно, движения ритмично не организованы, повышена двигательная истощаемость, снижены двигательная память и внимание. Двигательная сфера дошкольников с общим недоразвитием речи характеризуется своеобразием развития, проявляющимся в диспропорции всех компонентов моторики и различных параметров каждого из компонента. У детей с ОНР наблюдается недостаточность общих движений по многим параметрам. В большей степени затруднения детей проявляются при удержании равновесия: возникает общее напряжение и покачивание туловища, балансирование руками, схождение с места. При ходьбе и беге, поворотах в движении отмечается несогласованность работы рук и ног, шаркающая походка, плохая осанка. При переключении с одного движения на другое, наблюдались скованность, зажатость движений, неточность, нечеткость двигательных актов, нарушение их порядка и количества. Несовершенство тонкой (мелкой) ручной моторики, недостаточная координация кистей и пальцев рук обнаруживаются в отсутствии или плохой сформированности навыков самообслуживания.
  3. Описание проблемы:
    В настоящее время отмечается резкое увеличение детей с отклонениями в психомоторном и речевом развитии. Наибольший процент детей, составляющий логопедические группы, имеет общее недоразвитие речи. У таких детей отмечается значительное нарушение всех компонентов системы: они мало пользуются прилагательными, наречиями, допускают ошибки в словообразовании и словоизменении, фонетическое оформление речи отстает от возрастной нормы. А так же, у детей с ОНР недостаточно сформированы основные двигательные умения и навыки, движения ритмично не организованны, повышена двигательная истощаемость, снижены двигательная память и внимание. Это связано с различными патологическими факторами.
    Существенные нарушения в фонетико-фонематическом, лексико-грамматическом строе речи и моторной функции детей служат серьезным препятствием для овладения ими программой дошкольного учреждения, а в дальнейшем и программой начальной школы. В настоящее время, традиционные общепринятые психолого-педагогические методы во многих случаях перестали приносить желаемые результаты и в процессе обучения, и в процессе направленной коррекции. Попытки внедрять различные модели оздоровительных, коррекционно-развивающих программ, новые формы занятий, предлагаемых различными авторами без учета возможностей дошкольного образовательного учреждения и знания контингента занимающихся, не приводят к желаемым результатам. Логопедическая ритмика является доступной и универсальной формой направленной коррекции речевой и психомоторной функции детей. В этой связи разработка рациональных двигательных режимов для направленной коррекции моторной и речевой функции средствами логопедической ритмики дошкольников с общим недоразвитием речи является актуальной задачей, требующей своего решения. Одной из основных задач логоритмики является развитие речи и коррекция речевых нарушений. Эта система логоритмического воспитания реализуется через организацию направленных занятий с детьми в зависимости от их речевого нарушения и предлагает: воспитание и развитие темпа и ритма дыхания (темп и ритм воспитываются в процессе двигательных упражнений сначала без речи, затем с речью); способствует развитию фонематического восприятия у детей с разными речевыми нарушениями (восприятие музыки различной тональности, громкости, темпа и ритма создает основу для совершенствования фонематических процессов, произношение под музыку текстов, насыщенных оппозиционными звуками, способствует развитию слухопроизносительной дифференциации фонем); воспитание темпа и ритма с помощью логоритмики необходимо выделить в специальный раздел коррекционной работы; коррекция речевых нарушений осуществляется как с учетом двигательных возможностей детей с речевой патологией, так и при целенаправленном подборе речевого материала для логоритмических или музыкально-ритмических занятий. Состояние развития моторики и речи у дошкольников с ОНР позволяет сделать вывод о необходимости проведения специальных логоритмических занятий для более эффективного преодоления такого сложного речевого нарушения, как ОНР.
  4. Цель проекта:
    Презентация интегрированного логоритмического занятия в подготовительной логопедической группе ДОУ для детей с ОНР, направленного на развитие координации движений, чувства музыкального ритма, метра, темпа в сочетании с разнообразными движениями, развитие оптико-пространственных, слуховых функций, праксиса, тактильного гнозиса, познавательных, творческих способностей, музыкально-ритмического чувства, певческих способностей, коррекции эмоционально-волевой сферы и речевой функциональной системы, на развитие дыхания, голоса; выработку умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности; на развитие артикуляционной и мимической моторики; координацию речи с движением; воспитание личностных качеств детей с речевыми расстройствами (подражательность, инициатива, самостоятельность, коллективизм), воспитание волевых качеств (смелость, настойчивость, решительность, выдержка).

Интегрированное логоритмическое занятие в подготовительной логопедической группе «В ГОСТЯХ У БРАТЦЕВ ТИК И ТАК»

ЦЕЛИ:
1. Развивать общую и мелкую моторику, координацию движений, пространственные представления.
2. Воспитывать умение определять характер музыки, согласовывать её с движениями.
3. Развивать прослеживающую функцию глаза.
4. Развивать чувство ритма, умение обыгрывать содержание песни, певческие способности.
5. Продолжать формировать правильное дыхание, голос, развивать артикуляционную и мимическую моторику;
6. Продолжать развивать умение чисто интонировать мелодию, четко передавать ритмический рисунок.
7. Развивать умение детей четко выполнять движения по сигналу.
8. Закреплять представления о частях суток, днях недели.
9. Воспитывать личностные качества детей с речевыми расстройствами (подражательность, инициатива, самостоятельность, коллективизм), и волевые качества (смелость, настойчивость, решительность, выдержка).

ЗАДАЧИ:
Учить детей выполнять движения соответственно характеру музыки, развивать чувство ритма, мелкую моторику, закрепление звуков С, С’, З, З’, Ц, Ч, Ш, Р, Р’.

ОБОРУДОВАНИЕ:
Шапочки белочек, шапочка козочки и пастушка, звезды в руки, манжеты на запястья, медали по количеству детей.

Дети заходят в зал под музыку. Здороваются. Встают вокруг логопеда.
Логопед: Когда вы вошли в зал, вас встретила музыка. Сегодня музыка всё время будет рядом с вами. Она будет помогать вам, а иногда и подсказывать.
Логопед:
Жили – были два братца Тик и Так.
И вот завязался между ними спор: Что важнее день или ночь.
Спорили они спорили, да так ничего и не решили. Ребята, давайте им поможем!

«День и ночь»
Утром солнышко встает выше, выше, выше,
К ночи солнышко зайдет ниже, ниже, ниже.
Хорошо, хорошо, солнышко смеется
А под солнышком всем весело поется!

Логопед:
Если солнышко с утра – значит всем вставать пора!
Ну – ка, детки, просыпайтесь,
Поскорее поднимайтесь!
(Дети встают и тянут руки вверх)

«Руки подняли»
Руки подняли и покачали – это деревья в лесу!
Руки согнули кисти встряхнули – ветер сбивает росу…
В стороны руки плавно помашем – это к нам птицы летят!
Как они сядут тоже покажем – крылья сложили назад!

Девочки исполняют песню «Минутки»
Мы веселые минутки тик – так – тик – так – тик так
Не смотрите что малютки тик – так – тик – так – тик так
Время движется вперед, от него никто не отстает!
(Повторяем 2 раза)

Физминутка «Часики»
Кто там ходит влево-вправо?
Это маятник в часах.
Он работает исправно
И твердит: «Тик-так, тик-так». (Руки на поясе, наклоны вправо и влево)

А над ним сидит кукушка,
Это вовсе не игрушка.
Птица дверцу отворяет,
Время точное сообщает. (Руки согнуты перед грудью, резкими рывками руки распрямляются в стороны)
А часы идут, идут,
Не спешат, не отстают.
Мы без них не будем знать, (Ходьба на месте)
Что уже пора вставать. (Потянуться)
Логопед:
А теперь послушайте загадку!
Ног нет, а хожу, рта нет, а скажу,
Когда спать, когда вставать,
Когда работу начинать!

Логопед:
Правильно, это часы, в которых живут братцы Тик и Так!
Давайте вместе покажем, как ходит братец Так.
(Дети хлопают четвертями)
А теперь давайте покажем, как ходит братец Тик.
(дети хлопают восьмыми)
Как же эти часы шагать будут?
Глубоко вдохнем и на выдохе произнесем: «Бом – бом – бом!», одновременно хлопая в ладоши.

Логопед: Ребята, а сейчас давайте поиграем с нашими язычками и выполним упражнение «Часики». (Артикуляционное упражнение «Часики»).

Логоритмическая песня на координационно — двигательную сферу «Тик — так»
Тик – так тик так часы стучат и нам о многом говорят
Что день прошел и ночь прошла устала наша детвора
Все спят, а часы всю ночь стучат и наш покой хранят
Заводят стрелки хоровод, тик – так и ночь пройдет!

Логопед:
Ребята, а как вы думаете, что важнее день или ночь? А почему?
Ответы детей.

Ребенок:
Тик – так щелк – щелк слышен белок голосок
Выходите поиграть, и орешки посчитать!

Танец белочек-девочек Буренина

Игра «Как живешь?»
Как живешь? Вот так!
Как плывешь? Вот так!
Как бежишь? Вот Так!
Вдаль глядишь? Вот так!
Ждешь обед? Вот так!
Машешь в след? Вот так!
Ночью спишь? Вот так!
А шалишь? Вот так!

Логоритмическая игра «Козочка и пастух»
Дети стоят в кругу, начинают движение по кругу со словами:

Ручеек – журчалочка, пой, пой, пой!
Завертелась палочка стой, стой, стой! - останавливаются
Козочка копытцами брык, брык, брык! – руки полочкой, выбрасывание ног
Хорошо напиться бы прыг, прыг, прыг! – руки на пояс три раза прыгают
Окунула мордочку, хлюп, хлюп, хлюп! – наклоняются вперед, крутят головой
А пастух на жёрдочку, туп, туп, туп! - руки на пояс, топают 3 раза правой ногой
Достает он дудочку, ой, ой, ой! - «дудочка»
Уходи–ка, козочка, ты домой! — грозят пальцем

Коза отвечает без музыки:
Меня домой ты не гони,
А вот возьми и догони!
(Дети поднимают сцепленные руки – «воротики» и говорят: «Раз, два, три!» — козочка выбегает из круга, а затем её начинает догонять пастушок. Надо обязательно пробегать через круг под «воротики»). Играем 2 раза.

Проводится игра на развитие слухового внимания.
Логопед: А теперь давайте с вами поиграем! Кто будет День, а кто будет Ночь? (детей сажаем у окна и у зеркала)

«День и Ночь» (Птички и вороны)
Логопед:
Ребята! Вот и подходит наш день к концу, и скоро наступит ночь.

Упражнение на развитие ритма, мелкой моторики, прослеживающей функции глаза под музыку «Дни недели»
Чик – чик – чик прошла неделя
Словно поезд день за днем
Поезд мчится всю неделю
И отдыхает отдыхает в выходной.
Понедельник прошел, за ним вторник побежал
Вслед за ним и среда чик – чик – чик
Вот пришел четверг, за ним пятница,
И субботы последний миг!
А в воскресенье выходной, а в воскресенье выходной
Мы отдыхаем дома дружно всей семьей!

Логопед:
Ребята, а как вы думаете, что важнее день или ночь? А почему?
Ответы детей.

Песня «Каля – маля»

  1. Есть цветная планета Каля – маля
    Там художники все дети Каля – маля
    Мы рисуем, мы рисуем что захотим
    На волшебном самолете туда летим!
  2. Есть здесь кошка голубая
    И желтый хвост
    А вот облако большое, как паровоз!
    Муравьишка взял свой зонтик пошел гулять
    Лягушонок лег на травку стал загорать!
  3. Улыбается здесь солнце
    И дарит смех!
    Разноцветными лучами согреет всех
    Мы рисуем, мы рисуем, что захотим
    Если в гости захотите, мы пригласим!

Логопед: Вот и подошло к концу наше развлечение. Вам понравилось? За то, что вы старались и хорошо занимались, я хочу подарить вам на память медали.

Занатие

Занатие

Занатие

Занатие

Занатие

Результат:
В заключении можно сделать следующие выводы. Логопедическая ритмика, как показала наша работа, является необходимой для всестороннего развития ребенка, поскольку оказывает огромное влияние на его умственное, физическое и психическое развитие. Кроме того, сегодня она представляет собой одно из средств преодоления общего недоразвития речи.
Анализ существующих на сегодняшний день методик по проведению логоритмических занятий свидетельствует о том, что методический аспект использования логоритмики в системе устранения ОНР разработан недостаточно. Это свидетельствует о необходимости дальнейшего изучения и развития данного направления, так как логоритмика имеет большое значение в развитии ребенка и является одним из ведущих средств преодоления нарушений психологической, двигательной и музыкально-ритмической сфер. Кроме того, проведенное нами исследование свидетельствует о том, что как раз развитие этих сфер у детей с ОНР имеет свои особенности и нуждается в дополнительной коррекционно-развивающей работе (что также говорит о большой значимости логопедической ритмики в системе устранения ОНР). Собственные наблюдения свидетельствуют о необходимости заниматься с детьми логоритмической деятельностью, поскольку она имеет большое значение для музыкального развития ребенка дошкольного возраста с речевой патологией.
Организация специальных логоритмических и музыкально-двигательных занятий способствует развитию и коррекции двигательной сферы, музыкально-сенсорных способностей детей с расстройствами речи, содействует устранению речевого нарушения и, в конечном счете, адаптации к условиям внешней и внутренней среды.
Логоритмические занятия развивают психические процессы — восприятие, внимание, память и мышление, развивают эмоциональную сферу.
Большое значение эти занятия имеют и для нравственного воспитания дошкольника, что очень важно в наше время — воспитание умения вести себя во время занятий, формируют чувство такта и культурных привычек в процессе общения с детьми и взрослыми, сопереживать и сочувствовать друг другу.
Подбирая возможные средства и методы проведения коррекционной работы и диагностики по логоритмической и музыкально-ритмической деятельности следует помнить, что ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста является игра, следовательно все мероприятия должны проводиться в игровой форме, только тогда они будут интересны детям, а следовательно заинтересуют их и будут давать ощутимый результат и отдачу. Включение элементов логоритмики в музыкальные занятия и занятия по развитию речи, в повседневные игры детей способствует как собственно музыкальному развитию, так и преодолению речевых и двигательных нарушений. Логопедическая ритмика способствует развитию координации общих движений, тонкой произвольной моторики и мимики лица. Развитие координации движений предполагает овладение ребенком двигательными умениями и двигательными навыками. Они совершенствуются при использовании музыки, которая оказывает влияние на качество исполнения, улучшается выразительность движения, ритмичность, четкость, плавность, слитность. Эмоциональная окрашенность движений вследствие восприятия музыки придает им энергию или мягкость, больший размах или сдержанность, а создание с помощью музыки и движений определенных образов способствует развитию мимики и пантомимики.