Характеристика компьютерных программ для детей с различными нарушениями развития


Автор публикации Шпаковская Анна Михайловна

В современном обществе компьютерные технологии составляют один из важнейших компонентов в сфере обучения детей и стремительно завоевывают всё новые области в педагогике.
Существуют компьютерные программы, направленные на развитие различных психических функций детей, таких как зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, словесно-логическое мышление, речь и др., которые можно с успехом применять при обучении детей.
Особое место среди компьютерных программ занимают специализированные компьютерные программы для детей с различными нарушениями развития. Программно-педагогические средства в форме компьютерных игр служат формированию и коррекции как отдельных сторон познавательной деятельности, так и целостных процессов.
В настоящее время, с модернизацией технических средств, расширяются возможности использования передовых компьютерных технологий и в логопедической практике (О.И. Кукушкина, Т.К. Королевская, Л.Р. Лизунова, Ю.Б. Зеленская, Д.И. Бойков, А.В. Лопатина, Л.Б. Боряева и др.). На логопедических занятиях применяются детские компьютерные программы как средство развития речи и компенсации дефицита представлений об окружающем.
Компьютерные программы для дошкольников представлены как игры разных видов. Игровые компьютерные программы могут носить характер дидактических («Азбука»), сюжетно-дидактических («Построй город», «Веселый клоун»), сюжетно-режиссерских («Лес», «Море»), театрализованных, игр-забав и т д. Все они могут быть адаптированы и использоваться в логопедической практике с целью развития различных сторон речи.
Исследователи отмечают, что использование учителем-дефектологом компьютерных программ является мощным стимулирующим фактором для качественного выполнения всех заданий, артикуляционной гимнастики, дыхательных упражнений.
Как правило, все детские игровые компьютерные программы носят развивающий характер, так как в них использованы символическое представление информации и опосредованный характер управления. В разнообразном ассортименте детских программ выделяется большая группа обучающих и развивающих компьютерных игр, которые специально созданы в образовательных целях.
Среди специализированных компьютерных программ для детей с нарушениями речевого развития широко распространены такие, как «Видимая речь», «Special Education Tools», «Игры для Тигры», «Развитие речи. Учимся говорить правильно», «Гарфилд – малышам. Развиваем речь», Power Point, Macromedia Flasch и другие. Представленные компьютерные программы отражают несколько аспектов логопедической работы: развитие когнитивных функций, обогащение словаря, развитие грамматических структур, совершенствование связной речи.
В настоящее время достаточно распространена специальная игровая коррекционная программа «Видимая речь», которая является средством формирования и коррекции произношения, позволяет также работать над высотой голоса, громкостью, темпом речи, интонацией. «Видимая речь» позволяет работать как с нормально слышащими детьми, так и с лицами, имеющими нарушения слуха, слабослышащими и глухими, при этом невозможность пользоваться слуховым контролем речи заменяется зрительным контролем, о чем весьма красноречиво свидетельствует название обеспечения, построенного на принципе визуализации звучащей речи.
Следует отметить, что логопеды-практики достаточно активно используют разные версии «Видимой речи», вынужденно руководствуясь методическими рекомендациями, разработанными для занятий с неслышащими детьми. Касаясь проблемы использования в логопедии опыта смежных областей коррекционной педагогики, Р.Е.Левина писала, что в равной степени логопедия заимствует у последних их достижения. Так, например, многие методы обучения и воспитания, применяемые в сурдопедагогике и олигофренопедагогике, используются и в логопедии.
Разнообразны функциональные возможности компьютерных моделей, содержащихся в программе «Видимая речь». Ядром, сердцевиной "Видимой речи" является встроенное в компьютер устройство, выполняющее чрезвычайно сложную операцию — анализ звуковой информации, поступающей в него через микрофон. Результаты этого анализа программа преобразовывает в графические изображения, появляющиеся на экране компьютера. Большая надежность обратной связи обеспечивается при минимальном количестве требуемого на это времени.
Эффективность применения «Видимой речи» обусловлена, прежде всего, тем, что в процессе коррекции произношения взрослый может обеспечить визуализацию процесса фонетического оформления речи, осуществляемую в режиме реального времени.
В коррекционной работе с детьми с различными нарушениями развития востребован программный продукт «Special Education Tools». Программа позволяет манипулировать графическими объектами на экране компьютера, сопровождая их звуковыми фрагментами инструкций, номинаций, пояснений и указаний.
«Special Education Tools» — программа многоцелевого назначения. Используя ее в своей работе, педагог имеет возможность самостоятельно разрабатывать проекты развивающих игр, накапливать собственную учебно-методическую базу педагогической деятельности, что позволяет в полной мере реализовать индивидуальный подход к детям (т.е. с учетом характера дефекта, особенностей личности, потенциальных возможностей каждого ребенка).
Компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» предназначена для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Программа позволяет эффективно работать над преодолением нарушений речи при дизартрии, дислалии, ринолалии, заикании, а также при вторичных речевых нарушениях. Отличные рисунки, объемное изображение, звуковое сопровождение действий, познавательность упражнений и веселый ведущий Тигренок — все это делает программу привлекательной для детей. В программе более 50 упражнений, объединенных в четыре тематических блока, представляющих основные направления коррекционной работы: Фонематика, Просодика, Лексика и Звукопроизношение.
Очень удобной в работе дефектолога является программа Power Point. На ее основе возможно создание разнообразных игр, направленных на развитие различных психических процессов дошкольников с учетом возрастных, индивидуальных и речевых возможностей детей. На слайдах можно разместить необходимый картинный материал, цифровые фотографии, тексты, размеры которых можно варьировать. Для последовательного восприятия детьми учебного материала небольшими «порциями» существует настройка анимации. При желании и умении можно добавлять музыкальное и голосовое сопровождение к демонстрации такой презентации.
О.Б. Воронкова подробно освещает методический и практический аспект работы в Power Point. «Компьютерная презентация — это файл… Подобно тому, как текстовый документ состоит из страниц, файл презентации состоит из последовательности кадров или слайдов. Эти слайды можно не только выводить на экран компьютера или специального проектора по ходу выступления, но и напечатать на бумаге или прозрачной пленке. Достоинства такой презентации по сравнению с ворохом плакатов очевидны».
В логопедической практике применимы компьютерные задания в стиле презентаций следующих видов: тренажеры, задания на дифференциацию звуков и букв, пополнению и уточнению словаря, развитию грамматического строя речи и т.п. Наиболее целесообразно с помощью компьютерных презентаций изучение тем, связанных с природными явлениями, животными, растениями, птицами, техникой, транспортом.
Компьютерные игры могут использоваться как самостоятельно, так и в сочетании с традиционными играми и обучением, не заменяя обычные речевые игры и занятия, а дополняя их, обогащая педагогический процесс новыми возможностями. В традиционных играх содержание задач, способы, средства и правила игры определены взрослым. В компьютерных играх дети свободны в постановке и решении игровых задач. В компьютерных играх становятся доступны те элементы знаний, усвоение которых в обычных условиях с помощью традиционных средств затруднено.