Конспект непосредственно образовательной деятельности логопеда с детьми старшего дошкольного возраста


Автор публикации Оксана Александровна Бенгардт
учитель-логопед
МБДОУ «Детскй сад «АЛЁНКА», Хакасия, г. Абакан

Тема: Защитники Отечества
Цель: формирование лексико-грамматического строя речи.
Задачи:
Коррекционные:
– совершенствовать грамматический строй речи;
– обучать правильному употреблению существительных в творительном падеже;
– образовывать глаголы приставочным способом;
– согласовывать числительные с существительными,
– составлять предложения, используя схемы.
Образовательные:
– формировать представления детей о российской армии, о родах войск.
Развивающие:
– активизировать словарь прилагательными, существительными, обозначающими рода войск, военную технику;
– развивать внимание, память, координацию движений, диалогическую речь.
Воспитательные:
– формировать положительную установку на участие в занятии;
– развивать доброжелательное отношение друг к другу;
– формировать навыки сотрудничества;
– воспитывать чувство любви к Родине.

Оборудование: конверт с письмом, мультимедийная презентация, игрушечный танк, игрушечный мостик, схемы предложений.

Ход занятия:
Организационный момент.
– Ребята сегодня утром по дороге на работу я встретила почтальона, он передал письмо для вас. Интересно, что в нём. Давайте посмотрим.
«Дорогие ребята! Пишут вам солдаты – защитники Отечества. Чтобы вы узнали о нашей службе, мы прислали вам фотографии.
(Логопед включает мультимедийную презентацию с изображениями солдат разных родов войск)
Д/ и «Кто служит в армии»
– В ракетных войсках служат ракетчики.
– Кто служит в танковых войсках? (В танковых войсках служат танкисты)
– Кто служит в пехотных войсках? (В пехотных войсках служат пехотинцы)
– Кто несёт службу в море? (В море несут службу моряки)
– Кто охраняет нашу Родину в небе? (В небе нашу Родину охраняют лётчики)
– Кто охраняет нашу Родину на границе? (на границе охраняют нашу Родину пограничники)
Д/и «Кто замаскировался?»
– Какие солдаты служат в армии?
– В армии служат смелые, ловкие, сильные, мужественные, отважные, доблестные, бесстрашные, солдаты.
Д/и «Кто чем управляет?»
Логопед предлагает детям сесть за столы.
– Ребята, в армии солдат учат управлять военной техникой. Назовите, кто управляет военной техникой? (логопед каждому ребёнку раздаёт картинки с изображением военной техники)
– Кто управляет самолётом (самолётом управляет лётчик)
– Кто управляет танком? (танком управляет танкист)
– Кто управляет ракетой? (ракетой управляет ракетчик)
– Кто управляет кораблём? (кораблём управляет капитан)
Д/и «Управляем танком»
– Давайте с вами тоже попробуем управлять танком.
(Логопед предлагает детям подойти к мостику с танком, передвигает танк в соответствии слов)
– Танк поехал по дороге.
– Танк подъехал к мосту.
– Танк заехал на мост.
– Танк съехал с моста.
– Танк объехал мост.
– Танк отъехал от моста.
(Аналогично каждый ребёнок передвигает танк в соответствии слов)
Д/и «Сосчитай»
– Ребята, в армии проводятся военные ученья. Представьте, что вы разведчики, вам надо добыть сведения о количестве военной техники противника. Нам предстоит незаметно пройти через болото по кочкам в тыл врага. (Логопед предлагает детям пройти по «кочкам»)
– Идите друг за другом, не торопитесь. (Дети передвигаются по «кочкам»)
– Возьмите бинокли и рассмотрите окрестность. (Дети имитируют действия)
– Сосчитаем, сколько танков у противника? Один танк, два танка, три танка, четыре танка, пять танков. (аналогично со словами самолёт, вертолёт, пушка, ракета, корабль)
Д/и «Шифровальщики»
– Добытые сведения шифруются, как настоящие разведчики мы их попробуем расшифровать.
(Дети садятся за стол, где на каждого ребёнка лежат схемы предложений.)
– Расшифруем шифровку. В небе летит быстрый самолёт. (Каждый ребёнок составляет предложение по схеме)
– На высоком мосту стоит танк.
– Быстрый корабль идёт по морю.
– Зоркий пограничник стоит на посту.
– Парашютист прыгает с парашютом.
– Ракетчики запускают ракеты.
Итог занятия.
– Молодцы, ребята, вы правильно расшифровали шифровки. Что нового вы узнали о службе солдат в армии.

– На высоком мосту стоит танк.