Конспект группового занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи «Хлебушек ржаной – отец наш родной»


Автор публикации Елена Владимировна Шмидт
учитель-логопед высшей квалификационной категории
МБДОУ «Детскй сад комбинированного вида №105 «Антошка» г.Прокопьевск

Тема: Хлебушек ржаной – отец наш родной
Цели:

  1. Воспитание любви к родной земле, уважения к людям, работающим на земле, бережного отношения к хлебу.
  2. Закрепление словообразования и употребления относительных прилагательных (от существительных зерно, хлеб, рожь).
  3. Словообразование родственных слов от слова хлеб.
  4. Упражнение в употреблении в речи слов синонимов.

Предварительная работа: экскурсия в продуктовый магазин (хлебобулочный отдел), заучивание пословиц и поговорок о хлебе, отгадывание загадок о хлебе, чтение и обсуждение рассказа Ш. Амонашвили «Хлеб».
Оборудование:

  • репродукция картины И.И. Шишкина «Рожь»,
  • предметные картинки: колос пшеницы, ржи, початок кукурузы, метёлка овса.
  • демонстрационные предметы: мешочек с кусочками чёрного ржаного и белого хлеба, хлебный квас, батон белый пшеничный.

План занятия

I Припоминание пословиц и поговорок о хлебе.

Буде хлеб – будет и песня.
Хлеб — всему голова.
Хлебушек ржаной - отец наш родной.
У кого хлеб родиться – тот всегда веселиться.

II Рассматривание картины И.И Шишкина «Рожь»

Короткая беседа по картине; что нарисовал замечательный русский художник И.И.Шишкин на этой картине? (поле).
Почему эта картина называется «Рожь»? Какое это поле? Что растёт на нём? Какое время года мы видим на картине? Почему пожелтело поле? Скажите иначе о ржи: рожь поспела – созрела, налилась. Какая рожь на картине? (Спелая, зрелая, налитая).

III Рассматривание гербариев – колосков, отгадывание загадок

Посмотрите на гербарий. Какое это растение? (Пшеница.) Как растёт корень пшеницы? (Пучком.) Какой стебелёк внутри? (Пустой.) Он поэтому и называется соломинкой. Какую форму имеет лист пшеницы? (Листья узкие, удлиненные). Где находятся плоды (зернышки) пшеницы? (Плоды – зёрна находятся в колоске.) Плоды пшеницы называют зерном, её относят к зерновым растениям, также как рожь, овёс, ячмень, кукурузу. Из них приготавливают главный продукт питания людей хлеб.
Отгадывание загадок и показ соответствующих колосков:

Золотист он и усат,
В ста карманах сто ребят. (Колос)
Спит на кургане курочка с серьгами. (Овёс)

IV Словообразование относительных прилагательных

Образец: поле, на котором выращивают рожь, — ржаное поле,
Поле, на котором выращивают пшеницу, — пшеничное поле,
Колос пшеницы – пшеничный колос, колос ржи – ржаной колос, мука из пшеницы – пшеничная мука, мука из ржи – ржаная мука, хлеб из пшеницы – пшеничный хлеб, хлеб из ржи –ржаной хлеб, тесто из пшеничной муки – пшеничное тесто, тесто из ржаной муки – ржаное тесто.

V Упражнение в образовании родственных слов к слову хлеб

Назовите хлеб ласково – хлебушек.
Назовите крошки хлеба – хлебные крошки.
Вкусный и полезный квас из хлеба – хлебный квас.
Посуда для хлеба – хлебница.
Человек, который выращивает хлеб – хлебороб.
Человек, который печёт хлеб – хлебопёк.
Прибор для резания хлеба – хлеборезка.
Завод, где выпекают хлеб – хлебозавод.

VI «Скажи иначе» — упражнения в подборе синонимов

 

Хлеб

по запаху

пахучий, душистый, ароматный, благоухающий;

на вкус

аппетитный, вкусный, мягкий, лакомый, сладкий;

на ощупь

свежий, мягкий, пышный;

хлебопёк

пекарь, булочник, кондитер, стряпуха;

выпекать хлеб

печь, готовить, стряпать.

VII Конкурс «Кто больше назовет изделий и блюд из муки»

- кроссворд (см. фото)

Кроссворд

- найди колосья

VII Итог

Что мы знаем о хлебе? Почему в народе говорят, что хлеб – всему голова? Как надо относиться к хлебу?

Закрепление вне занятия

  1. Повторение пословиц, поговорок, загадок о хлебе.
  2. Игра «Телефон» — называние хлебобулочных изделий.
  3. Игра «Назови признаки» Хлеб -…
  4. Игра «Образуй родственные слова»
  5. Игра «Образуй признаки»
  6. Лепка из солёного теста «Весёлые прянички»:
    Приёмы работы с тестом

    Приёмы работы с тестом

    Работа со скалкой

    Работа со скалкой

    Заготовки

    Заготовки

    Раскрашивание заготовок

    Раскрашивание заготовок

    Красота

    Красота

  7. «Сладкий стол» — чаепитие.

Список литературы:

  1.  Л.Б. Фесюкова, О.О. Григорьева «Времена года» — Сфера, Харьков 2008.
  2. В.В. Коноваленко «Развитие связной речи»- Гном, Москва 2000.

em