Консультация по расширению представлений родителей о способах формирования мелкой моторики у детей в домашней среде.


Автор публикации Сидор Наталья Александровна
учитель-дефектолог II квалификационной категории
МАДОУ ЦРР «Детский сад №394″
г.Перми

Игры для развития мелкой моторики из подручных материалов

Взаимосвязь мелкой моторики и психической деятельности.
Формирование словесной речи ребёнка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Установлено, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены близко, поэтому речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.

Условия эффективного развития мелкой моторики.
Необходимо задействовать все пальцы обеих рук. Движения на сжатие, растяжение и расслабление должны сочетаться. Упражнения должны строиться на использовании изолированных движений каждого пальца. Для успешного развития тонкой моторики важно тренировать обе руки. Важно в играх равным образом развивать тонкие движения пальцев обеих рук, а в быту стремиться распределять различные действия между правой и левой руками.

Значение игр для развития мелкой моторики.
Игры и упражнения на развитие мелкой моторики являются мощным средством поддержания тонуса и работоспособности коры головного мозга, средством взаимодействия ее с нижележащими структурами. В их процессе у детей улучшаются внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, воспитывается усидчивость, формируется игровая и учебно-практическая деятельность. Систематические упражнения помогают также выработать навыки самоконтроля и саморегуляции движений рук не только под контролем зрения, но и при участии осязания, тактильно-двигательных ощущений.

Игры, которые родители могут изготовить из подручных материалов.
Для укрепления и развития детской руки, координации движений рекомендуются различные упражнения и действия с предметами:

1. Скручивание лент.

Скручивание лент

2. Шнурование. Потребуется кусок линолиума с проделанными отверстиями и шнурок.(игра "Шнуровки").

Шнурование

3. Застегивание пуговиц .Потребуется ткань, пуговицы и нитки. (игра "Застежки").

Застегивание пуговиц

4. Выкладывание, перебирание косточек.

Выкладывание, перебирание косточек

5. Игры с прищепками. Потребуются прищепки и картон.

Игры с прищепками

6. Откручивание и закручивание крышек. Потребуются горлышки и крышки от пластиковых бутылок, коробка из-под обуви, клей.

Откручивание и закручивание крышек

7. Угадывание на ощупь предметов. (игра "Волшебный мешочек"). Потребуется мешочек с разнообразными мелкими игрушками и предметами.

Угадывание на ощупь предметов

8. Перекатывание карандаша или ручки в ладонях способствует стимуляции биологически активных точек, тонизирование организма в целом.

Перекатывание карандаша или ручки в ладонях

9. Обводка трафаретов. Потребуется пластиковая бутылка с плоской стенкой (подойдет бутылка из-под шампуня), ножницы.

Обводка трафаретов

Каждый из этих приемов направлен на развитие ребенка: его костно-мышечного аппарата, сенсорной чувствительности, зрительно-моторной координации, произвольного внимания, навыков психорегуляции.

Литература:
1. Арцишевская И.Л. Психологический тренинг для будущих первоклассников: Конспекты занятий. – М.: Книголюб, 2008.
2. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
3. Ганичева И.В. Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми (5-7 лет). – М.: Книголюб, 2004.
4. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – 4 изд.- СПб.: Питер, 2007.
5. Нефедова Е.А., Узорова О.В. Готовимся к школе. – К.:ГИППВ, 1998, 400с.
6. Родительские собрания в детском саду: Старшая группа / Авт.-сост. С.В. Чиркова. – М.: ВАКО, 2009.
7. Филиппова С.О. Подготовка дошкольников к обучению письму. СПб, 2001.
8. Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.
9. Узорова О.В. «Игры с пальчиками», Астрель, М-2008г.
10. Гаврина С.Е. «Развиваем руки — чтоб учиться и писать, и красиво рисовать», Академия Развития, Ярославль — 2007г.
11. Белая А.Е. «Пальчиковые игры для развития речи дошкольников», Астрель, М-2003г.
12. «Развитие мелкой моторики у детей 5 -7 лет», журнал «Дошкольное воспитание», №3, 2005г.