Развитие фонематического слуха и навыков звукового анализа


Фонематический слух имеет важное значение для овладения звуковой стороной языка. Фонематический слух позволяет улавливать те особенности звуков, благодаря которым смысл одного слова отличается от смысла другого (коЗа – коСа и т.п.).
Нарушение фонематического слуха у детей приводит к специфическим недостаткам произношения. Чаще всего несформированность фонематического слуха отражается в виде нарушений звукопроизношения. Особые трудности возникают у детей с нарушенным фонематическим слухом на этапе обучения грамоте, а именно, при овладении чтением и письмом, что приводит к таким речевым нарушениям, как дислексия и дисграфия, а это влечет за собой новый клубок проблем: наблюдается снижение успеваемости, появляется тревожность, неуверенность в своих силах, резко снижается самооценка ребенка.

Ребенок в 4-6 лет должен уметь:

  1. Выделять звук в звуковом ряду (4-5 лет).
  2. Выделять слог и слово в ряду слогов и слов (4-5 лет).
  3. Выделять начальный гласный звук в слове (4-5 лет).
  4. Подбирать и называть слова, начинающиеся с заданного звука (4-5 лет).
  5. Различать фонетически сходные слова по их лексическому значению (4-5 лет).
  6. Дифференцировать согласные звуки по твердости-мягкости, звонкости-глухости
    (к 5 годам).
  7. Выделять согласный звук в конце слова (5-6 лет).
  8. Дифференцировать свистящие и шипящие звуки (5-6 лет).
  9. Делить слово на слоги, определять количество слогов в слове (5-6 лет).
  10. Определять наличие заданного звука в слове (5-6 лет).
  11. Определять место звука в слове (к 6 годам).
  12. Определять количество слов в предложении, учитывая наличие «коротких»
    слов-предлогов (5-6 лет) и др.

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

Работу по развитию фонематического слуха у ребенка можно проводить и дома, ведь не всегда можно попасть к логопеду.
Предлагаем использовать игры, которые не требуют специальной подготовки и организации.

«Звуки в коробочках». Для игры необходимы 2-4 коробочки (в зависимости от степени сложности). Наполняем их различными материалами. Например, в одну кладём пуговицы, в другую – морские камешки, в третью – горох, в четвертую – орехи и т.п. При потряхивании ребенок должен определить, что находится внутри.

«Угадай, что звучит». Сначала внимание акцентируется на звуках при постукивании по предметам из разных материалов (стекло, дерево, пластмасса, резина, пенопласт). Затем, закрыв глаза, ребенку необходимо отгадать, по какому предмету стучит взрослый (более старшие детки могут называть не предмет, а материал).

«Жмурки». Малыш закрывает глаза и двигается в направлении звуковых сигналов (хлопки, музыкальная игрушка, колокольчик и др.).

«Хлопаем в ладоши». Задается определённый ритм и темп, который потом повторяет ребенок.

«Угадай, кто говорит?». До проведения данной игры необходимо совместно с ребенком прочитать сказку, а затем малыш закрывает глаза или отворачивается, а взрослый говорит за сказочных героев. Задание малыша угадать, чьим голосом говорит взрослый.

«Тихо и громко». Нужно договориться, что, когда взрослый говорит громко или тихо, малыш будет выполнять определённые действия. Например, «Когда я говорю громко, ты хлопаешь, когда тихо, приседаешь» и т.п.

 «Послушай и покажи». Необходимо подобрать несколько картинок со сходными по звучанию словами (рот, кот, пот или дом, сом, гном). Взрослый называет предмет, а ребенок его показывает.

«Правильно-неправильно». Взрослый называет слово и нарочно меняет в нём букву (шашина, вашина, ташина, МАШИНА), ребенку дается задание подать какой-либо сигнал (хлопнуть), когда слово произносится правильно.

«У кого хороший слух?» развивает фонематический слух и звуковой анализ. Называется ряд слов, содержащих звук, который ребенок произносит (или произносил) неправильно и сейчас путает на письме. Услышав звук в слове, он должен подать сигнал. Затем предлагается поделить слово на части (слоги) и определить, в какой их них находиться звук.
Если у ребенка не получается проделать это на слух, тогда надо использовать наглядные опоры. Например, ребенок путает или не произносит «ш». Берутся картинки, на которых изображен шар, шапка, машина, кошка, Наташа и т.д. Каждое слово (картинка) «записывается» полоской, каждый звук изображается кружком. Ребенок должен услышать звук «ш», определить, стоит он в начале, середине или конце слова. В результате следует вывод: в слове «шар» — один слог, три звука. В слове «кошка» — два слога, звук «ш» — в первом слоге, по счету — третий.

Важно правильно подобрать время для проведения игр, не надо заставлять малыша, если у него нет желания заниматься, если он себя плохо чувствует или хочет спать – от игр малыш должен получать только положительные эмоции и хорошее настроение.
Для данного вида занятий достаточно отводить по 15-20 минут в день,
и результат не заставит себя ждать.