Конспект логопедического занятия по автоматизации [Р] и [Р’] «Путешествие в Рычандию»


Автор публикации Соскинд В.В.
учитель-логопед МБДОУ ЦРР – Д/С

Цель: автоматизация звуков [Р] и [Р’]в свободной речи
Задачи:
Коррекционно-развивающие: продолжать развивать речевой аппарат, речевое дыхание; развивать мелкую моторику; отрабатывать сонорные звуки в словах, фразе и предложении.
Образовательные: закреплять знания о временах года; закреплять умение употреблять глаголы; продолжать учить преобразовывать существительные единственного и множественного числа.
Воспитательная:сплочение детского коллектива.
Ход образовательной деятельности

1. — Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в веселую страну Рычандию. Все жители этой страны очень нас ждут, потому что надеются, что мы поможем им научиться красиво и правильно выговаривать все звуки речи, особенно их любимые звуки [Р]и [Р’]. Но, чтобы туда попасть, нам надо будет лететь на воздушных шариках, которые мы сейчас с вами надуем.

2. — Вот мы с вами и попали в веселую страну Рычандию. Познакомьтесь с ее жителями.
Ещё в этой стране живет веселый человечек Язычок, который предлагает вам, ребята, сделать упражнения для ваших язычков. Присаживайтесь за столы, подвигайте к себе зеркала.

-В этом домике, дружок, живет веселый Язычок.
Ох и шустрый он мальчишка и немного шалунишка.
Человечек – Язычок повернулся на бочок,
Смотрит вправо, смотрит влево,
А потом опять вперед,
Здесь немножко отдохнёт. (Часики)
-Выглянул Язык в окно, а па улице светло.
Язычок наш потянулся, широко нам улыбнулся,
А потом пошел гулять, на крылечке загорать. (Лопатка)
-На крылечке полежал, на качели побежал,
Вверх взлетел он смело, но пора за дело. (Качели)
-Молоток стучит: тук – тук, Язычку он лучший друг.
Гвозди, молоток и клещи – нужные плотнику вещи. (Молоток)
-А вот и банка с краской рядом, обновить заборчик рядом. (Маляр)
-Я с лошадкой поиграю, на гармошке ей сыграю. (Лошадка)
-Солнце скрылось за горой, Язычок пошел домой,
Дверь он запер на засов, лёг в кроватку и умолк. (Гнездышко)

3. – А мы с вами отправимся дальше. Посмотрите, что у нас на дороге? Это же чудесный мешочек. А что в нём? (Дидактическая игра «Чудесный мешочек». Дети достают из мешочка предметы, в названии которых содержится звук [Р].
Игры с предметами из чудесного мешочка.(«Четвертый лишний», «Что пропало», «Что изменилось»).

4. – А теперь отправляемся дальше. Вы знаете, ребята, что в стране Рычандии также как и у нас бывает зима, весна, лето и осень. Только жители никак не могут запомнить, что за чем идет. Давайте поможем им. (Дидактическая игра «Времена года»)

За зимой идет весна, снова будет не до сна.
За весною будет лето – не забудем мы про это.
А потом приходит осень, хоть её мы и не просим.
А за осенью зима, заморозит всё она.

(Дети перекатывают теннисные шарики по поляне времен года и называют приметы каждого времени года).

5. – А сейчас мы отправимся в огород к жителям веселойРычандии и посмотрим, что же они вырастили. Может быть, им нужна помощь в сборе урожая. (Дидактическая игра «Соберём урожай»).
— Посмотрите, ребята, что происходит в огороде, вы не удивлены? На своих ли местах растут овощи и фрукты? Что перепутали наши весельчаки? Где на самом деле должны расти овощи? А где должны расти фрукты? (На картинках: овощи растут на деревьях, а фрукты растут на грядках).

Дидактическая игра «Большой – маленький»
Картошка – картошечка
Морковка – морковочка
Редиска – редисочка
Репа – репочка
Помидор – помидорчик
Огурец — огурчик
Дидактическая игра «Один – много».

6. Молодцы, ребята! А теперь посмотрим, какие животные живут в стране Рычандии.

Дидактическая игра «Животные и их детёныши»
Корова – теленок
Баран – ягненок
Кролик – крольчонок
Свинья – поросенок.

7. Хорошо, ребята! Нам пора возвращаться. Ой, а что это за мяч лежит у нас на пути? Давайте поиграем. Дидактическая игра «Наоборот».
Мы сейчас откроем рот, чтоб сказать наоборот:

Холодный – горячий
Плохой – хороший
Веселый – грустный
Тупой – острый

8. Молодцы, ребята! Ну, что ж отправляемся в обратный путь на автомобилях:
Заводим грузовую машину:
ра – ра – ра;
ар – ар -ар.
Заводим трактор:
ро – ро – ро;
ор – ор – ор.
Заводим фургон:
ру – ру – ру;
ур – ур – ур.
Заводим длинномер:
ры – ры – ры;
ыр – ыр – ыр.

9. Итог занятия. Вот и закончилось наше путешествие, и мы вернулись домой. Давайте, вспомним, что и кого мы видели в веселой стране Рычандии. Чем сегодня занимались мы в Рычандии? А вам понравилось путешествие в Рычандию?

. Дети достают из мешочка предметы, в названии которых содержится звук [Р].