Автоматизация звука Р в слогах, словах.


Автор публикации Сергеичева Юлия Константиновна
учитель-логопед
г. Москва, ГБОУ средняя общеобразовательная школа № 1978

Конспект индивидуального логопедического занятия

Задачи:

  • Автоматизация звука [Р] в слогах, словах.
  • Развитие артикуляционной и мелкой моторики,
  • Развитие фонематического восприятия,
  • Активизация внимания, памяти, мышления.
  • Развитие навыков анализа и синтеза.

Оборудование: индивидуальные зеркала, речевой материал для развития фонематического восприятия, предметные картинки.
Речевой материал: кенгуру, детвора, барабан.

Ход занятия:
I Орг. момент.
Отгадывание загадки.
Плещет в речке чистой
Спинкой серебристой. (Рыбка)

II Основная часть.
Сегодня мы будем закреплять правильное произношение звука [Р] в слогах и словах. И начнем с разминки.

  • Артикуляционная гимнастика:

Для губ:
Удержание открытого рта.
«Улыбочка»
«Трубочка»
«Улыбочка-трубочка»
«Заборчик»
Для языка:
«Лопаточка»
«Качели» (внутри и снаружи рта)
«Маляр»
«Чистим верхние и нижние зубки»
«Вкусное варенье»
«Лошадка»
«Чашечка»
«Грибок»
«Гармошка»

  • Изолированное произнесение звука [р] (длительно на одном выдохе громко и тихо). «Давай вспомним как рычит волк. Какой звук ты слышишь? – «Р» — Хорошо!»
  • Автоматизация звука в слогах

Произнеси слоги
Ра-ра, ра-ра,ра,
Ро-ро, ро-ро-ро,
Ру-ру, ру-ру-ру,
Ры-ры, ры-ры-ры.

Ра-ро-ру-ры,
Ро-ру-ры-ра,
Ру-ры-ра-ро,
Ры-ра-ро-ру.
Ар-ар-ар,
Ур-ур-ур,
Ор-ор-ор,
Ыр-ыр-ыр.

  • Автоматизация звука в слогах и словах

Ра-ра-ра – высокая гора,
Ра-ра-ра – старая нора,
Ро-ро-ро – новое перо,
Ро-ро-ро – Рома, вымой рот,
Ру-ру-ру – скачет кенгуру,
Ры-ры-ры – синие шары,
Ры-ры-ры – много детворы.

  • Пальчиковая гимнастика

а) «Кошка» Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец согнуты в дуги и прижаты к среднему и безымянному пальцам. (Произносим Мур – Мур).
б) «Собака» Правая ладонь на ребро, на себя. Большой палец вверх. Указательный, средний и безымянный — вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается. (Произносим Р – Р – Р)

  • Развитие фонематического слуха

а) Логопед: – Сейчас я буду называть слоги, а ты должен будешь поднять синий кружок, услышав слог со звуком [Р]: МА, НА, ПУ, РА, ВЫ, РУ, ЛО, РО, ЗЭ, ТЫ, РЫ, БА, КУ, РЭ.
Логопед: – Теперь я произнесу слова, а ты подними синий кружок, когда услышишь слово со звуком [Р]: рыба, губы, игра, зубы, букет, забор, голос, ветер, лапа, рысь, голубь, норы, укол, дыра.
б) Логопед: – Рассмотри картинку, назови слово и определи, какой будет последний слог.

Гита —

Пе -

Ша -

Кенгу —

Зеб -

Вед -

Тиг -

 

в) Логопед: – Замени первый звук в слове на звук [Р] (на слух).
Хобот (робот), нога (рога), танец (ранец), забота (работа), мычать (рычать),
Тома (Рома), пугать (ругать), высь (рысь), поза (роза), мука (рука).
г) Логопед: – Слово рассыпалось, тебе нужно собрать его и определить место звука в слове:
р, а, к;
б, а, р, а, б, а, н;
з, а, б, о, р.

  • Проговаривание скороговорки

Логопед: – Как надо произносить скороговорки? Расшифруй и прочитай скороговорку. Помни, что сейчас нам важно сказать правильно.
Скороговорка

III Итог занятия.
С каким звуком мы сегодня работали?
Назови слова со звуком [Р], которые ты запомнил.