Методические рекомендации по организации патронатного сопровождения выпускников с особенностями психофизического развития


УТВЕРЖДАЮ
Заместитель Министра образования
Республики Беларусь
К.С.Фарино
08.09.2010

 

Методические рекомендации
по организации патронатного сопровождения выпускников
с особенностями психофизического развития

Введение
В соответствии со статьей 9 Закона Республики Беларусь от 18 мая 2004 г. «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)» в учреждениях образования, обеспечивающих получение специального образования, осуществляется патронат выпускников из числа лиц с особенностями психофизического развития. Для определения содержания и порядка осуществления патроната разработана Инструкция о патронате лиц с особенностями психофизического развития, утвержденная постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 27 мая 2005 г. № 42 (далее – Инструкция).
В соответствии с Инструкцией в отношении выпускников учреждений, обеспечивающих получение специального образования, на протяжении двух лет после окончания учреждения образования осуществляется патронат.
Патронат — оказание индивидуально ориентированной социально-педагогической, психолого-педагогической, социально-психологической, социально-правовой помощи выпускникам из числа лиц с особенностями психофизического развития (далее – ОПФР) на начальном этапе их самостоятельной жизни.
Выпускник – учащийся, оканчивающий учебное заведение, находящийся в последнем классе, на последнем курсе; вообще тот, кто окончил данное учебное заведение (Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведова).
Организация и проведение патроната в Республике Беларусь в течение пяти лет показали, что патронат фактически является отсроченным контролем качества деятельности учреждений образования. Вместе с тем, своевременное оказание необходимой помощи и поддержки способствует более успешной социализации выпускников.
Цель настоящих рекомендаций – помочь специалистам органов управления образованием местных исполнительных и распорядительных органов, специальных учреждений образования и общеобразовательных учреждений, создавших условия для обучения лиц с ОПФР, в организации и определении содержания патронатного сопровождения выпускников с ОПФР.

Нормативная правовая основа патронатного сопровождения
При организации работы по патронатному сопровождению выпускников с ОПФР необходимо пользоваться следующими нормативными правовыми документами:
Закон Республики Беларусь «Об образовании» от 29.10.1991 № 1202 – XII (в редакции от 09.11.2009);
Закон Республики Беларусь «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)» от 18.05.2004 № 285-3;
Закон Республики Беларусь «О профессионально-техническом образовании» от 29.06.2003 №  216-3;
Постановление Совета Министров Республики Беларусь «Положение о порядке и условиях предоставления первого рабочего места выпускникам государственных учреждений образования, лицам с особенностями психофизического развития и военнослужащим срочной военной службы, уволенным из вооруженных сил или других войск и воинских формирований Республики Беларусь» от 19.11.2006 № 1681;
Постановление Совета Министров Республики Беларусь «Положение о порядке финансирования и компенсации затрат на создание рабочих мест для инвалидов» от 02.02.2009 № 128;
Постановление Совета Министров Республики Беларусь «Положение о порядке организации финансирования мероприятий по адаптации инвалидов к трудовой деятельности» от 02.02.2009 № 128;
Постановление Министерства образования Республики Беларусь «Образовательный стандарт «Специальное образование» (основные нормативы и требования)» от 11.06.2010 № 60;
Постановление Министерства образования Республики Беларусь «Инструкция о порядке организации обучения на дому и в условиях организаций здравоохранения лиц с особенностями психофизического развития» от 23.04.2007 № 29;
Постановление Министерства образования Республики Беларусь «Инструкция о порядке открытия и функционирования специальных классов (групп), классов (групп) интегрированного (совместного) обучения и воспитания» от 28.08.2006 № 85;
Постановление Министерства образования Республики Беларусь «Положение о структурных подразделениях учреждения, обеспечивающего получение профессионально-технического образования» от 6.06.2005 № 46;
Постановление Министерства образования Республики Беларусь «Положение об учреждении, обеспечивающем получение профессионально-технического образования» от 7.08.2003 № 57 (в ред. от 28.09.2005 № 1);
Постановление Министерства образования Республики Беларусь «Положение о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования» от 27.04.2006 № 42;
Постановление Министерства образования Республики Беларусь «Перечень учебных специальностей и единичных квалификаций для учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического образования» от 30.11.2005 № 103;
Постановление Министерства образования, Министерства здравоохранения, Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь «Перечень учебных специальностей (профессий), по которым может осуществляться на дому профессионально-техническое образование или профессиональная подготовка лиц с особенностями психофизического развития, в том числе инвалидов», утвержденный от 12.07.2007 № 32а\64\98;
Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь «Об утверждении перечня показаний и противопоказаний к получению профессий и специальностей» от 25.04.2007 № 35.
В качестве методических материалов при организации патронатного сопровождения можно использовать:
«Методические рекомендации по организации профессиональной ориентации школьников и учащейся молодежи», утвержденные заместителем Министра труда и социальной защиты Республики Беларусь, заместителем Министра образования Республики Беларусь 30.10.2008;
«Методические рекомендации по организации процесса перехода выпускников центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации в территориальные центры социального обслуживания населения», утвержденные заместителем Министра образования Республики Беларусь 21.05.2010.

Общие положения по проведению патроната
Работа учреждений образования по организации и проведению патроната на протяжении двух лет предполагает решение следующих основных задач:
оказание выпускникам с ОПФР своевременной квалифицированной социально-педагогической, психологической и иной помощи;
оказание помощи в социальной адаптации к самостоятельной жизни;
профилактика и коррекция отклоняющегося поведения;
организация консультативно-разъяснительной работы с законными представителями и нанимателями выпускников;
привлечение государственных организаций и общественных объединений к оказанию помощи выпускникам, оказавшимся в неблагоприятных кризисных ситуациях;
социальная диагностика и сбор статистических материалов о жизнеустройстве выпускников.
Патронат осуществляется специальными учреждениями образования и учреждениями, создавшими условия для получения образования лицами с ОПФР.
К специальным учреждениям образования, которые осуществляют патронат, относятся:
специальная общеобразовательная школа (школа-интернат);
вспомогательная школа (школа-интернат).
К учреждениям, создавшим условия для получения образования лицами с ОПФР и которые осуществляют патронат, относятся:
учреждения, обеспечивающие получение общего среднего образования;
учреждения, обеспечивающие получение профессионально-технического образования;
учреждения, обеспечивающие получение среднего специального и высшего образования.
Патронатное сопровождение выпускников специальных и общеобразовательных школ осуществляется группой специалистов, работающих в учреждении образования.
В случае, если количество выпускников из числа лиц с ОПФР не превышает 5 человек, функции патроната могут быть возложены и на отдельных педагогических работников учреждения образования.
В состав группы специалистов, осуществляющих патронат, как правило, включается не менее пяти человек, в числе которых:
руководитель учреждения образования или его заместители;
педагог социальный,
педагог-психолог,
учитель-дефектолог,
иные педагогические работники (классный руководитель, учитель-дефектолог, воспитатель и др.).
Руководитель учреждения образования(заместители) решает организационные вопросы (готовит приказ по организации патроната, определяет субъекты патроната и их функции), координирует деятельность группы патронатного сопровождения, создает условия, необходимые для успешной работы по патронату, осуществляет общий контроль.
Педагог социальный изучает взаимоотношения в семье, социальное окружение выпускника как по месту жительства, так и при предполагаемом трудоустройстве; обеспечивает взаимодействие специалистов отделов образования, управлений по труду, занятости и социальной защите, медицинских работников территориальных учреждений здравоохранения, родителей по вопросам жизнеустройства выпускников, обеспечивает преемственность форм и методов обучения и коррекционно-педагогической работы по налаживанию взаимодействия между учреждениями образования на уровнях общего среднего, профессионально-технического и среднего специального образования, центрами коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.
Педагог-психолог изучает способности, возможности выпускников, их склонности к профессиональной деятельности, проводит профессиональную диагностику, по результатам которой совместно с представителями учреждений здравоохранения осуществляется консультирование выпускников и родителей по вопросам выбора профессии: изучает личностные особенности, взаимоотношения в классном коллективе; выявляет индивидуальные факторы, способствующие успешной социализации, либо затрудняющие этот процесс; проводит занятия по формированию саморегуляциии и управлению эмоциями, адаптации в новом коллективе; участвует в реализации индивидуальных программ патронатного сопровождения.
Педагоги проводят внеклассные мероприятия, формирующие устойчивую мотивацию и интерес к труду, знакомящие с профессиями, участвуют в проведении дней открытых дверей, выставок, организованных учреждениями профессионально-технического и среднего специального образования, включают выпускников в общественно-полезный труд, кружковую работу, организуют экскурсии на предприятия, в учреждения, обеспечивающие получение профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, участвуют в сборе материалов о жизнеустройстве выпускников.
Учитель-дефектолог консультирует педагогический коллектив, а при необходимости трудовой коллектив, законных представителей по вопросам обучения и воспитания, особенностей психофизического и личностного развития выпускников, организует в случае необходимости взаимодействие учреждения образования с ЦКРОиР.
Конкретный поименный состав группы патронатного сопровождения определяется приказом по учреждению.

Документация по организации патроната
Деятельность группы патронатного сопровождения отражается в следующей документации:
приказ об организации патронатного сопровождения;
паспорт патронатного сопровождения;
индивидуальные программы патронатного сопровождения.
В целях упорядочения и систематизации работы по патронатному сопровождению дополнительно может составляться план работы группы патронатного сопровождения, а также аналитический отчет о проделанной работе.
Приказ об организации патронатного сопровождения готовится, как правило, на начало учебного года. В приказе определяется состав группы педагогических работников, на которых возлагаются функции по осуществлению патроната, назначается ответственный за ведение документации по патронату.
Паспорт патронатного сопровождения оформляется на каждого выпускника и хранится в учреждении образования в течение пяти лет после завершения патроната. Информация о выпускнике заносится в паспорт патронатного сопровождения не реже одного раза в полугодие. На каждом из этапов целесообразно отражать конкретную проделанную работу с выпускниками, с их семьями, с педагогическим коллективом учреждений, трудовым коллективом и др. При заполнении паспорта необходимо давать объективную полную информацию по всем графам паспорта.
К паспорту патронатного сопровождения прилагаются все письменные запросы, обращения, полученные ответы и иная информация о выпускнике.
Индивидуальные программы патронатного сопровождения составляются при необходимости оказания психокоррекционной, реабилитационной, консультативной и иной помощи. Она должна давать ясные ответы на 3 вопроса:

  1. Что нужно устранить?
  2.  Как это устранить?
  3. Кому и что необходимо сделать (распределение обязанностей, установление сроков, мер контроля за эффективностью работы)?

Индивидуальная программа может состоять из следующих разделов:
факторы, негативно влияющие на социализацию выпускника;
цели и задачи работы по оказанию необходимой помощи;
направления и формы оказания социальной, психолого-педагогической или иной необходимой помощи;
выводы о проведенной работе и рекомендации по предупреждению неблагополучия.
Для целенаправленной, систематизированной работы целесообразно разработать план мероприятий патронатного сопровождения (далее – план), который не является обязательным, но позволяет оптимизировать и структурировать работу учреждения по данному направлению.
План включает мероприятия от периода обучения в выпускном классе до окончания патроната и может состоять из трех разделов: работа с выпускниками, сотрудничество с законными представителями, взаимодействие с государственными и общественными учреждениями, предприятиями и организациями в этом направлении.
Аналитический отчет – это анализ работы учреждения образования по патронату, включающий диаграммы, графики и таблицы, сопровождающиеся развернутыми аналитическими справками с указанием трудностей, возникающих при организации патроната, эффективности различных форм работы и выводами о его успешности или неуспешности. Аналитический отчет может включать рекомендации по совершенствованию деятельности группы патронатного сопровождения.

Содержание работы по патронату
Анализ работы учреждений по осуществлению патроната позволяет выделить три этапа в работе по организации и проведению патронатного сопровождения: подготовительный, основной, заключительный (оценочный).
Подготовительный этап охватывает период обучения в выпускном классе.
В современных условиях значительно возрастают требования к подготовке выпускников с ОПФР к самостоятельной жизни и участию в социально-экономической жизни страны. В контексте современных образовательных тенденций специального образования одним из основных направлений является формирование жизненной компетенции выпускников, обеспечивающей возможность ведения независимого образа жизни, построения правильных взаимоотношений с окружающими, адекватной адаптации к условиям социальной среды.
На этом этапе специалистами социально-психологической службы учреждения совместно с педагогическими и медицинскими работниками уточняется место жительства выпускников;  предполагаемое место жизнеустройства; социальное окружение; личностный потенциал выпускника.
На основе полученных данных определяется прогноз социально-профессиональной адаптации выпускников: благоприятный, умеренно благоприятный, наименее благоприятный, а также вырабатываются основные направления и рекомендации по работе с выпускником.
Работа педагогического коллектива в этот период направлена на конкретизацию и уточнение жизненных планов, формирование готовности к самообеспечению на основе труда, расширение продуктивных социальных контактов. В этот период необходимо обеспечить своевременное направление выпускников на профессиональное консультирование в учреждения здравоохранения для определения показаний к профессиональному обучению и профессиональной подготовке с учетом последующего трудоустройства. Итогом работы является определение объема необходимой помощи после окончания обучения, содержание которой зависит от прогноза социальной адаптации выпускника, и которая  может быть стимулирующей, направляющей и поддерживающей.
Стимулирующая помощь оказывается выпускникам с благоприятным прогнозом социально-профессиональной адаптации, а также выпускникам, продолжившим обучение в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального и высшего образования. По мере необходимости оказывается консультативная помощь выпускникам и их законным представителям по вопросам трудоустройства. Данный вид помощи предполагает такие формы работы какразработка буклетов, памяток с информацией о льготах и гарантиях выпускникам, возможных видах помощи и возможностях ее получения, переписка, телефонные звонки, личные встречи.
Направляющая помощь предусматривается для выпускников с умеренно благоприятным прогнозом социальной адаптации. Выпускнику оказывается по необходимости социально-педагогическая, психолого-педагогическая, социально-психологическая, социально-правовая и иные виды помощи. Специалистами группы патронатного сопровождения оказывается практическая помощь и поддержка при жизнеустройстве выпускника (сопровождение выпускника при устройстве на работу, помощь в организации быта и пр.); налаживаются контакты с социальным окружением выпускника, проводится профилактическая работа по предупреждению семейного неблагополучия, асоциального поведения.
Поддерживающая помощьориентирована на выпускников с наименее благоприятным прогнозом социальной адаптации. Для выпускника разрабатывается индивидуальная программа оказания психокоррекционной, реабилитационной, консультативной и иных видов помощи, проводится профилактическая работа по предупреждению асоциального поведения, безнадзорности и правонарушений, создаются условия, необходимые для успешного осуществления программы по социализации выпускника. Осуществляется взаимодействие с социально-педагогическими учреждениями, организациями здравоохранения, территориальными центрами социального обслуживания населения и другими организациями по вопросам социальной защиты выпускника.
Основной этап (собственно патронат)охватывает периодот жизнеустройства до подведения итогов работы по патронату. Промежуточные итоги (за шесть месяцев) заносятся в паспорт патронатного сопровождения и могут обсуждаться на совещаниях при директоре. В процессе патронатного сопровождения выпускников с ОПФР взаимодействуют специалисты разных структур: управлений образования местных исполнительных и распорядительных органов, государственных центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, общеобразовательных и специальных учреждений образования, учреждений внешкольного обучения и воспитания, учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, организаций здравоохранения, территориальных центров социального обслуживания населения и других организаций по вопросам социальной защиты выпускников.
При поступлении в учреждения, обеспечивающие получение профессионально-технического, среднего специального и высшего образования устанавливается взаимодействие со специалистами социально-педагогической и психолого-педагогической служб с целью оказания своевременной консультативной, разъяснительной помощи, помощи в адаптации к новым условиям жизнедеятельности, а также для сбора статистических материалов о жизнеустройстве и др.
Непременным условием успешной деятельности  по патронатному сопровождению должна стать активная работа по включению в процесс патроната законных представителей выпускников с ОПФР. Законные представители должны принимать активное участие в обсуждении программы патронатного сопровождения и посильное участие в профориентационной работе, в формировании первичных трудовых умений и навыков в условиях семьи.
Оценочный этап завершает работу учреждения образования по патронатному сопровождению выпускников на протяжении двух лет. На этом этапе подводятся итоги работы по патронату в целом и отдельно по каждомувыпускнику, результаты (успешность/неуспешность) социализации заносятся в паспортпатронатного сопровождения. Готовится аналитический отчет по результатам работы учреждения и группы патронатного сопровождения. Итоги патронатного сопровождения заслушиваются на педагогическом совете учреждения, где и принимается решение об утверждении результатов.
Критериями успешности (неуспешности) социализации выпускников являются: получение профессионального образования, наличие места работы, обеспечивающей возможность материального достатка и профессионального роста, умение самостоятельно организовать свой быт, досуг, вступать в социальные взаимоотношения с другими людьми (создание и сохранение семьи, наличие друзей).
Переход к самостоятельной жизни — важный момент для каждого человека. Современное общество требует от выпускников с ОПФР достаточной компетентности в умении решать жизненные проблемы, адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям, уметь обеспечить достойный уровень жизни. Учреждениям образования в процессе подготовки выпускника к самостоятельной жизни необходимо реализовывать социально-ориентированный подход, который рассматривает каждого выпускника как полноценного члена общества, обеспечивает формирование у него адекватной самооценки, а также положительной оценки своего места в обществе, выработку необходимых навыков уверенного поведения, активную жизненную позицию, способности отстаивать свои права и интересы в социуме.