Концепция государственной программы развития специального образования в РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ на 2012-2016 годы


Специальное образование в Республике Беларусь является неотъемлемой частью образовательной системы, направленной на обучение и воспитание лиц с особенностями психофизического развития, а также на подготовку их к трудовой деятельности, семейной жизни, социализацию и интеграцию в общество.
Проект Концепции Государственной программы развития специального образования на 2012 – 2016 годы разработан на основе Кодекса Республики Беларусь об образовании (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 2/1795), основополагающих актов ООН, других международных организаций.
Специальное образование в Республике Беларусь характеризуется в настоящее время следующими показателями и тенденциями.
На законодательном уровне закреплены права на получение образования детьми с особенностями психофизического развития и создание для этого специальных условий как в учреждениях специального образования, так и в иных учреждениях образования, реализующих образовательные программы специального образования.
В Республике Беларусь проживают 126 785 детей с особенностями психофизического развития в возрасте от 0 до 18 лет, что составляет 7,14 процента от общей численности детей в республике. Количество детей с особенностями психофизического развития возрастает (в 2009 году в республике проживали 122 137 детей с особенностями психофизического развития).
Одним из приоритетов специального образования является формирование системы ранней комплексной помощи. Ежегодно ранней комплексной помощью в центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (далее – ЦКРОиР) охвачены более 1000 детей с особенностями психофизического развития. На базе ЦКРОиР в 2010/2011 учебном году функционируют 110 отдельных кабинетов ранней комплексной помощи, что позволяет в большинстве регионов страны качественно и своевременно решать вопросы выявления и оказания коррекционной помощи детям раннего возраста с проблемами в развитии.
На уровне дошкольного образования в республике работает 48 специальных дошкольных учреждений, 1124 пункта коррекционно-педагогической помощи, 376 интегрированных групп. В соответствии с запросами родителей количество интегрированных групп в учреждениях дошкольного образования республики с 2004 года по настоящее время увеличилось в два раза.
На уровне общего среднего образования в 2010/2011 учебном году работает 63 специальные общеобразовательные и вспомогательные школы и школы-интерната. За последние пять лет количество специальных школ и школ-интернатов сократилось на 21 процент. Сохранившаяся сеть школ и школ-интернатов позволяет обеспечить специальным образованием все категории детей с особенностями психофизического развития.
Активно развивается интегрированное обучение и воспитание. Ежегодно возрастает количество интегрированных классов в учреждениях общего среднего образования и количество учащихся с особенностями психофизического развития, которые получают специальное образование в учреждениях общего среднего образования. В 2010/2011 учебном году функционирует более 6000 специальных и интегрированных классов. Это позволяет большинству учащихся с особенностями психофизического развития жить в семье и получать образование в тех же условиях, что и их сверстники, а родителям полноценно заниматься воспитанием своих детей.
Коррекционно-педагогическую помощь дети с легкими нарушениями развития получают в 1412 пунктах коррекционно-педагогической помощи, открытых в учреждениях общего среднего образования. Сеть пунктов сформирована и позволяет охватить коррекционно-педагогической помощью всех нуждающихся в ней учащихся.
Ежегодно в 143 ЦКРОиР обучаются и получают коррекционно-педагогическую помощь около 7000 детей с особенностями психофизического развития, в том числе с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями, которые ранее считались необучаемыми. Обучение в ЦКРОиР позволяет сформировать у этой категории детей относительную самостоятельность, а их родителей вернуть к полноценной трудовой деятельности.
В целях учебно-методического обеспечения специального образования с 2006 по 2010 год издано 375 наименований учебной литературы для различных категорий детей с особенностями психофизического развития, ежегодно издаются учебные пособия на основе рельефно-точечного шрифта Брайля.
Ведется работа по разработке и внедрению специализированных информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Создан сайт управления специального образования Министерства образования Республики Беларусь asabliva.by, который активно посещается специалистами, родителями, лицами с особенностями психофизического развития.
В системе профессионально-технического образования лица с особенностями развития обучаются в 67 учреждениях профессионально-технического образования: функционирует 9 центров профессиональной и социальной реабилитации, 148 специальных групп и 31 группа интегрированного обучения. Сеть учреждений, в которых могут получать профессионально-техническое образование лица с особенностями психофизического развития, расширяется.
На уровне среднего специального образования в 2009/2010 учебном году обучались 1045 инвалидов (в 2008/2009 учебном году – 1094, в 2007/2008 учебном году – 1267), что составляет менее 1 процента от общего количества учащихся указанного уровня образования. По причине отсутствия единых межведомственных подходов к созданию системы непрерывной социальной реабилитации указанной категории выпускников, заявок на их трудоустройство ежегодно сокращается количество учреждений среднего специального образования, в которых функционируют специальные группы для лиц с особенностями психофизического развития: в 2008/2009 учебном году специальные группы были открыты в пяти учреждениях, в 2010/2011 – в двух.
В системе высшего образования обучается менее 1 процента студентов, имеющих инвалидность (в 2008/2009 году – 1721, в 2009/2010 учебном году – 1794).
Анализ современного состояния специального образования показывает, что в стране определена государственная политика в отношении образования лиц с особенностями психофизического развития, направленная на учет их интересов и всестороннюю поддержку.

  1. Вместе с тем, имеется ряд проблем, решение которых требует значительных организационных, кадровых и финансовых ресурсов.
  2. Материально-техническая база учреждений специального образования, большинство из которых открывалось во второй половине ХХ века, нуждается в обновлении. Недостаточно современных технических средств обучения, специального оборудования и приспособлений, которые могли бы значительно повысить качество образования учащихся с особенностями психофизического развития. Так, только единичные учреждения образования оснащены специализированным программно-аппаратным оборудованием, в 60 процентах учреждений состояние стандартного программного обеспечения не позволяет использовать современные ИКТ, только 47 процентов учреждений специального образования подключены к сети Интернет.
  3. Отмечается недостаточная готовность к интегрированному обучению и воспитанию учреждений дошкольного, общего среднего образования в части создания специальных условий (технических, кадровых, психологических).

Требуется совершенствование работы по повышению качества специального образования путем внедрения новых образовательных технологий, в том числе ИКТ.
Необходимо активизировать работу по созданию специальных условий для лиц с особенностями психофизического развития в учреждениях профессионально-технического, среднего специального и высшего образования.  

  1. В республике нет отечественной научной школы в области специального образования, следствием чего является недостаточная фундаментальность, обоснованность получаемых научных результатов.

Отсутствуют единые межведомственные подходы к созданию системы непрерывной социальной реабилитации и трудоустройства молодых инвалидов после завершения их обучения в учреждениях образования.
Таким образом, имеется объективная необходимость в разработке Государственной программы развития специального образования в Республике Беларусь на 2012-2016 годы (далее – Государственная программа).
Целями Государственной программы является совершенствование системы специального образования, повышение качества и доступности образования для лиц с особенностями психофизического развития.
Для реализации указанных целей необходимо выполнение следующих мероприятий:
завершение оптимизации и реорганизации сети учреждений специального образования;
создание специальных условий для лиц с особенностями психофизического развития на всех уровнях основного образования;
разработка и внедрение современных технологий, в том числе ИКТ в образование лиц с особенностями психофизического развития;
формирование толерантного отношения в обществе к лицам с особенностями психофизического развития.
Реализация мероприятий Государственной программы позволит:
осуществить максимально раннее выявление и оказание помощи детям с особенностями психофизического развития через оборудование 143 кабинетов ранней комплексной помощи (в 100 процентах ЦКРОиР);
провести оптимизацию сети учреждений специального образования через закрытие (реорганизацию) более 20 процентов специальных школ (школ-интернатов);
создать на базе учреждений специального образования 52 ресурсных центра;
обновить материально-техническое оснащение и создать доступную и необходимую образовательную среду для учащихся с особенностями психофизического развития в 100 процентах учреждений специального образования и в 70 процентах учреждений дошкольного и общего среднего образования, реализующих образовательные программы специального образования;
обеспечить разработку и внедрение современных ИКТ в образовательный и коррекционный процесс для лиц с особенностями психофизического развития через оснащение 100 процентов учреждений, реализующих образовательные программы специального образования, стандартным и специализированным программно-аппаратным оборудованием;
расширить возможности получения профессионального образования  для лиц  с  особенностями психофизического  развития  на всех уровнях  профессионального   образования  через открытие 30 интегрированных и 88 специальных групп в учреждениях профессионально-технического образования; создание центров профессиональной и социальной реабилитации в учреждениях профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, создание адаптивной образовательной среды в учреждениях среднего специального (8 учреждений) и профессионально-технического (2 учреждения) образования;
создать единое информационное пространство для оказания помощи в решении юридических вопросов и получении необходимой профессиональной информации от различных ведомств через создание веб-сайтов в 334 учреждениях образования, реализующих образовательные программы специального образования.
Срок реализации Государственной программы – 2012 – 2016 годы.
Заказчиком Государственной программы является Министерство образования, облисполкомы, Минский горисполком.
Заказчик-координатор – Министерство образования Республики Беларусь.
Утверждающий Государственную программу орган – Совет Министров Республики Беларусь.
Источниками финансирования Государственной программы являются средства республиканского и местных бюджетов, выделенные на образование, иные средства, не запрещенные законодательством, с ежегодным уточнением объемов финансирования при формировании бюджета на очередной финансовый год. Объемы финансирования Государственной программы составят 32 953,4 млн. рублей, из них средств республиканского бюджета – 12 090,6 млн. рублей, местных бюджетов – 20 862,8 млн. рублей. Плановые объемы расходов приведены в ценах 2010 года.