Дифференциация звуков Р и Л. (Путешествие на Марс)


Конспект занятия для детей с
ОНР 2-ой год обучения
Тема: Дифференциация звуков Р и Л. (Путешествие на Марс)
Цель: 1. Уточнение артику ляции звуков Р и Л. Характеристика звуков.
Упражнения в их правильном произнесении.
2.Дифференциация звуков Р и Л на слух и в произнесении.
3. Активизация словаря по лексической теме «Космос».
4. Развитие памяти, внимания.
5. Воспитание культуры речевого общения.
Оборудование: игрушка Марсианин, мяч, предметные картинки: лук, луна, рыба, корова, лопата, голубь, платье,  платок, марка, комар, стул, вол, повар, кран, ворона, ласточка, рысь, барабан.

Ход занятия:
1.Организационный момент: Дети становятся полукругом. Логопед сообщает тему занятия.
Логопед: Сегодня мне доставили странное письмо.
Дети: читают письмо.
Рычанки, лычанки
Беда
Земляне помогите!
Марсик.
Логопед: Как вы думаете, для кого  это письмо? Кто такие ЗЕМЛЯНЕ? (жители Земли) Так это же мы с вами. Интересно, а с какой  планеты этот МАРСИК? (если дети затрудняются ответить,  уточняются названия планет считалкой: Жил на свете звездочет.
Он планетам вел подсчет:
Венера – раз, Меркурий – два,
Три – Земля, четыре – Марс,
Пять – Юпитер, шесть – Сатурн,
Семь – Уран, восьмой – Нептун,
Девять — дальше всех Плутон,
Кто не верит, выйдет вон.)
Перечисляя планеты дети загибают пальцы.
Логопед: Правильно и я думаю, что  с Марса. Думаю, мы можем отправиться на Марс и узнать, что случилось.
2.Упражнение на координацию речи и движения:
Ракета
А сейчас мы с вами дети       (дети маршируют по кругу)
Улетаем на ракете
На носки поднялись              (выполняют описываемые движения0
А потом руки вниз
Раз, два, три подтянись
Все, летит ракета ввысь!!!

3. Логопед: Внимание! Внимание! Зона перегрузки (все присели). Наша ракета покинула атмосферу Земли и вышла в открытый космос. На борту нашего космического корабля невесомость. Дети изображают космонавтов в невесомости.

Молодцы, но пора занять места. Сядет тот, кто назовет «космическое» слово (звездолет, луноход, прилуниться и др.) все дети садятся за столы.
4. Логопед: Наш полет продолжается, а космические загадки начинаются!
Крыльев нет, но это птица
Полетит и прилунится!  (ракета)
Угли пылают—
Совком не достать.
Ночью их видно,
А днем не видать  (звезды)
Блин в окошке виден Тане
То он в масле, то в сметане.
Кто-то край уже отъел…
Поделиться не хотел!  (луна)
Мы обязаны ему –
Оно дарует жизнь всему!
На букву С оно зовется,
Вы догадались, это….    (солнце)
На небе происходит это –
Огромный хвост, сиянье света!
Да это,  ясно же  ….(комета)

Дети вспоминают отгадки  и называют их той же последовательности.

5. Пальчиковая гимнастика:
Логопед:  А наш полет продолжается, приготовили пальчики:

В темном небе звезды светят      (поочередное соединение большого пальца
Космонавт летит в ракете             с мизинцем, безымянным, средним и 
День летит, два летит         указательным пальцем на ударные
И на землю не глядит.                    слоги)

Логопед: Да и зачем ему смотреть на Землю, если в иллюминаторе показался огненный Марс!!!
Появляется Марсик:
Марсик:  Здравствуйте, ребята!
Спасибо, что вы прилетели. У нас беда!!! Звуки Л и Р перессорились, обижаются друг на друга и говорят, что никто не может их различить. А у нас на Марсе нет таких специалистов!!!
Логопед: Марсик, тебе очень повезло. Наши ребята, как раз такие специалисты. Поможем ребята! Давайте сначала расскажем все, что мы  знаем об этих звуках. Дети дают характеристику звуков Р и Л, при этом особое внимание они обращают на то, что при произнесении звука Р кончик языка дрожит, а при произнесении звука Л кончик языка упирается в основание верхних зубов.

6. Дифференциация на слух звуков Л и Р.
Игра : «Хлопни услышав звук Р»
В слогах: ра, ла, ро, то, Лу, ал, ар, аж и др.
В словах: рыба , лодка, балкон, корова, дракон, платок, фиалка, корка, колко и др.

7. Упражнение в правильно произнесении звуков Л и Р
А)Игра : Марсианские языколомки:
Ла-ра                            ла-ра-ла                        ал-ар-ар-ал
Ло-ро                            ло-ро-ло                       тра-тла-тла-тра
Марсианин на ракете улетел к другой планете.
Б) Игра с мячом «Продолжи словечко»:

Ра (ракета, работа, радуга, рама, рак)
Ру ( рубашка, руки , рубль, рукав)
Ла ( лопата, ладонь, лампа, ласка.

8. Развитие психических процессов( память, внимание,)

 Игры с картинками:
А. Назови картинку, которая  стоит МЕЖДУ (например, барабаном и лодкой)
Б. «Чего не стало»
В. «Что изменилось»
Г. Выбрать картинки со звуком Л и Р ( мальчики и девочки)  Дети определяют количество слогов в словах и выставляют их на панно.

9. Упражнение в звуко-слоговой анализе.
Дети выкладывают схему слова РОМАШКА
Слово пишут на доске и составляют из его букв слова, которые выкладывают в разрезной азбуке.
Рома, Маша, ком, мошка, каша, мак, рак и др.

10. Итог занятия:
Логопед: Думаю ребята, мы справились и теперь уже никто на Марсе не будет путать звуки Р и Л. Давайте попрощаемся с нашим новым другом, Марсиком. Дети занимают места в «Ракете» (выполняется упражнение «Ракета») Прибыв на Землю, дети поворачиваются к родителям, которые приветствуют юных космонавтов аплодисментами!!!

Занятие разработано учителем-логопедом Егуровой А.В.

Прислала конспект занятия посетитель нашего сайта — старший воспитатель детского сада №79 г.Краснодара Скорикова Анна