Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи


Тема: Животные жарких стран

Задачи:

  1. формировать знания о животных жарких стран: названия животных и их детенышей, внешний вид, характерные повадки;
  2. учить использовать формы Т.п. ед.ч. и Р.п. мн.ч.;
  3. учить согласовывать числительные с существительными;
  4. упражнять в употреблении предлога «за»;
  5. развивать связную речь (в ходе ответов на вопросы).

Оборудование: картинный материал по теме, мяч.

Ход занятия:

1 Организационный момент.

2 Игра «Дом. Лес. Север.»  Логопед называет одно из мест обитания животных (дом, лес либо Север). Дети называют представителей животных данных мест обитания.

3 Игра «Отгадай загадку» Логопед загадывает загадку. Когда загадка разгадана, логопед предъявляет картинку с изображением животного из жарких стран.

4 Беседа: Логопед обращает внимание детей на характерные внешние особенности каждого из названных животных.

Напр., — Это лев.
- Почему вы так решили?
- Он желтый, у него есть грива, сильные лапы.
- Грива есть только у льва. У львицы – нет.

- Бегемот очень любит воду, а носорог живет на суше.
- Кого вам по внешнему виду напоминает бегемот? С кем его можно спутать?

- Для чего сумка кенгуру?
В ходе беседы логопед обращает внимание детей на то, что слово «кенгуру» не склоняется.
- Кенгуру – самое интересное слово: оно никогда не меняется. Нет кого? – кенгуру. Убежал от кого? – от кенгуру.

- У слона есть бивни, хобот. Слон — очень доброе животное, но если слона дразнить — …

- Обезьяны немного похожи на человека. Говорят, что человек произошел от обезьян.

- Верблюды бывают двух видов: одногорбые и двугорбые.
- Что у верблюда в горбах? (Жир.) Он может жить без воды 10 дней. Посмотрите, какая у него шерсть и т.д.

-Как мы их можем назвать одним словом?
-Где мы можем увидеть животных жарких стран? (в зоопарке,..)

5 Игра «Спрячь под зонтик».

Логопед раздает детям картинки с изображением животных жарких стран.
- Представьте себе, что мы в зоопарке. И вдруг пошел дождь.
- Животные побегут прятаться под зонты. Каждое животное должно попасть под свой зонтик.
Логопед предлагает рассмотреть зонтики, которые по своей расцветке напоминают окраску животных (полосатый, как зебра; пятнистый, как жираф и др.).

- У тебя кто?
- У меня слон.
- Под какой зонтик ты его спрячешь?
- Под серый.
- Почему?
Аналогично – с другими животными.

6 Физкультминутка.

Мы шагаем, как жирафы
И как мишка косолапый.
Поднимем руки высоко
И опустим низко.
Дышим глубоко,
Выдыхаем тихо.

7 Игра «Детеныши»

Логопед предлагает детям называть детенышей животных жрких стран в единственном и множественном числе.
У верблюда – верблюжонок.
А если их много? – Это верблюжата.
У жирафа — … и т.д.

8 Пальчиковая гимнастика

В зоопарке стоит слон.
Уши, хобот, серый он.
Головой кивает,
В гости приглашает.

9 Игра «Волшебство»

-1, 2, повернись и в кого-то превратись!
Ребенок выбирает животное, о котором хотел бы рассказать, «превращается» в него и рассказывает о «себе» (Рассказ ведется от первого лица). Напр.,
-Я слон. У меня есть хобот и бивни…

10 Игра «Кто здесь лишний?»

Логопед предлагает назвать лишнюю картинку и аргументировать свой ответ.

11 Игра «Кто за кем бегает?»

Логопед выставляет последовательно несколько картинок животных и предлагает назвать, кто за кем бежит.
Возможно проведение данной игры с использованием презентации Power Point.

12 Подведение итогов.