Об утверждении Временного положения об интегрированном обучении детей с особенностями психофизического развития


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ПРИКАЗ
18 августа 1995 г. № 327
г. Минск

Об утверждении Временного положения
об интегрированном обучении детей
с особенностями психофизического развития

В целях исполнения статьи 27 Закона Республики Беларусь «О правах ребенка»
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить Временное положение об интегрированном обучении детей с особенностями психофизического развития (приложение 1).
2. Главному управлению общего среднего образования (Феськов М.С.), управлению охраны детства и специального образования (Бубен С.С.) довести настоящий приказ до сведения областных, Минского городского управлений образования.
3. Планово-экономическому управлению (Островская Н.А.) подготовить предложения Министерству финансов и Министерству труда Республики Беларусь об оплате труда учителей при организации интегрированного обучения детей с особенностями        психофизического развития.

Министр                                                                                                  В.И.Стражев

Зарегистрировано в
Реестре Государственной регистрации
26.09.1995 г. № 1083/12

Приложение 1

УТВЕРЖДЕНО
Приказом Министерства образования
и науки Республики Беларусь
от 18.08.1995 г. № 327

ВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

ОБ ИНТЕГРИРОВАННОМ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ
С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

I. Общие положения

1.   Интегрированное обучение осуществляется в соответствии с Законом Республики Беларусь      «Об образовании в Республике Беларусь», «О правах ребенка», «О предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов» и Концепцией обучения, воспитания и подготовки к жизни детей с недостатками физического и психического развития в Республике Беларусь.
2.   К детям с особенностями психофизического развития относятся дети, которые в результате психических и физических недостатков имеют сложности в обучении: глухие дети и слабослышащие; слепые и слабовидящие; дети с задержкой психического развития; умственно отсталые дети; аутичные дети; дети с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, со сложными (комбинированными) нарушениями и др.
3.   Интегрированное обучение содействует разностороннему развитию детей с психофизическими особенностями, создает условия для эффективной социально-трудовой адаптации и включения в общество. В процессе интегрированного обучения обеспечиваются благоприятные условия для совместной жизнедеятельности детей, морального и эмоционального воспитания, развития самостоятельности и готовности к участию в общественно полезном труде.
4.   Интегрированное обучение обеспечивает реализацию прав ребенка с особенностями психофизического развития на образование в соответствии с государственными стандартами. Интересы детей и родителей имеют преимущество перед решением других вопросов: определением организационных форм обучения, его содержания и технологии формирования знаний. Интегрированное обучение может быть организовано с согласия родителей и с учетом рекомендаций специалистов: врачей, психологов и дефектологов.
5.   Интегрированное обучение повышает ответственность родителей за обучение, воспитание и        освоение школьниками с особенностями психофизического развития общих правил социальных отношений. Родители вносят основной вклад в работу по интеграции ребенка в общество. Педагоги, психологи, специалисты-дефектологи оказывают помощь семье в осознании особенностей психофизического развития ребенка и формировании у него навыков самостоятельной жизнедеятельности.

II. Организация и структура интегрированного обучения

6.   Интегрированное обучение имеет следующие организационные формы:
6.1.   Классы интегрированного обучения.
Наполняемость класса – не более 20 человек. В классе может быть не более 3 человек с тяжелой патологией однородного характера (глухих, слепых, умственно отсталых, со сложными (комбинированными) нарушениями) либо не более 6 человек с однородными неглубокими нарушениями (детей со слабым слухом, со слабым зрением, с задержкой психического развития, с тяжелыми нарушениями речи, нарушениями опорно-двигательного аппарата, аутичных детей). Максимальное количество детей с неоднородными нарушениями 2-4 человека (2 человека с тяжелой патологией либо 4 человека с неглубокими нарушениями, но не более двух типов нарушений).
Укомплектовываются администрацией школы на основе заключения диагностико-реабилитационного центра.
6.2.   Специальные классы в общеобразовательной школе.
Наполняемость класса 6-12 человек в соответствии с установленной для каждой категории наполняемость класса. Целесообразна организация групп продленного дня и проведение внеклассной работы на интегрированной основе, совместно с учениками общеобразовательной школы.
Укомплектовываются районным (городским) отделом образования на основе заключения диагностико-реабилитационного центра.
6.3.   Коррективно-педагогическое консультирование как специально организованная форма обучения.
Охватывает детей с особенностями психофизического развития, которые учатся в общеобразовательных школах сельской местности, и учеников, которые не успевают и требуют временной помощи в результате перенесенной длительной болезни, которая обусловила устойчивые функциональные изменения.
Групповые укомплектовываются районным (городским) отделом образования на основе заключения диагностико-реабилитационного центра. Наполняемость групп определяется в пункте 6.2. Обучающе-коррекционный процесс организует учитель-дефектолог одной из общеобразовательных или специальных общеобразовательных школ.
Проводятся индивидуальные и групповые занятия.
7.      Квалификация состояния психофизического развития детей, прием в школу, продолжительность уроков, оценка знаний учеников осуществляется в соответствии с нормативными документами для специальных школ.
8.      Интегрированное обучение детей с особенностями развития строится с учетом учебных планов, программ, средств и методов обучения соответствующего типа специальных школ. Ученики с особенностями психофизического развития, кроме умственно отсталых, получают базовое и среднее образование, которое соответствует государственному уровню обязательных требований. При необходимости могут сохраняться сроки обучения детей с особенностями психофизического развития, установленных для специальных школ соответствующего типа.
9.      Воспитательная работа с детьми с особенностями психофизического развития ведется с ориентацией на подготовку их к полноценной жизни в современном обществе. Создаются и обеспечиваются условия для наиболее полной самореализации каждого. Задачи воспитания реализуются в разноуровневом детском коллективе на основе личностно-целостного подхода.
10.    Интегрированное обучение требует особенного внимания к вопросам трудовой подготовки детей с особенностями психофизического развития. Их трудовое обучение ведется с учетом указанных нормативов специальной школы соответствующего типа. При наличии необходимых условий трудовая подготовка может иметь форму профессионального обучения.
11.    В связи с организацией и осуществлением интегрированного обучения определяются следу-     ющие обязанности администрации общеобразовательной школы:
11.1.      Открывает классы интегрированного обучения и специальные классы, обеспечивает их соответствующими учебниками, учебными пособиями, необходимыми техническими средствами.
11.2.      Ведет работу с родителями по определению системы воспитания детей, созданию в семье необходимых условий для коррекции недостатков и социально-трудовой адаптации учеников.
11.3.   Осуществляет контроль за деятельность классов интегрированного обучения и специальных классов, организует методическую работу по повышению дефектологической компетентности педагогического коллектива школы и родителей.
12.    Учитель класса интегрированного обучения:
12.1.      Осуществляет обучение детей с особенностями развития, готовит их к включению в полноценную жизнь и трудовую деятельность. Учитывает потенциальные возможности каждого ученика, его уровень умственного развития, возможные сложности в обучении, эмоциональный статус, коммуникативные умения и навыки.
12.2.      Определяет оптимальный темп обучения в соответствии с возможностями и способностями учеников, уделяет большое внимание преодолению в них закомплексованности и неуверенности. Делает учение приятным, осмысленным, тесно связанным с жизнью.
12.3.      Организовывает положительные внутриколлективные и межколлективные отношения учеников. Воспитывает в них гуманистическое мировоззрение, моральные установки и ценностные ориентации на полноценную жизнь в обществе.
12.4. Привлекает родителей к решению проблем обучения, воспитания, адаптации и реабилитации. Ведет индивидуальную педагогико-просветительскую работу, направленную на правильное понимание учеников с особенностями развития.
13.    Учитель-дефектолог:
13.1.      Совместно с учителем класса и психологом создает индивидуальные программы, определяет их содержание, согласовывает с родителями. Готовит к занятиям специальные учебные пособия, позволя-ющие вести коррекционную работу и стимулировать компенсационные механизмы организма.
13.2.      Проводит занятия с учениками начальных классов интегрированного обучения с тяжелой патологией отдельно от учеников общеобразовательной школы (уроки языка, чтения, математики, коррекционно-поддерживающие занятия). Ученикам, имеющим неглубокие нарушения, оказывает помощь непосредственно на уроке или проводит коррекционно-поддерживающие занятия по группам и индивидуально в урочное и внеурочное время. В 5-11 классах проводит дополнительные уроки или коррекционно-поддержи-вающие занятия с учениками с особенностями развития в зависимости от состояния их знаний и возникших сложностей в обучении.
13.3.      Работает над обогащением чувственного опыта детей с особенностями развития, над расширением их представлений об окружающей действительности, придает учебно-воспитательному процессу социальную направленность, обеспечивает действенный характер формирования знаний.
13.4.   Стимулирует учебную деятельность разнообразными средствами. Использует нетрадиционные формы проведения занятий, коррекционные приемы, современные технологии специального обучения.
13.5.      Максимально адаптирует существующие учебники к нуждам каждого ученика, создает дополнительные учебные материалы, усиливает их коррекционную направленность
13.6.   Организует отношения ученика с особенностями развития с другими учениками, воспитывает в нем уверенность, самоуважение, обеспечивает эмоциональную и социальную защищенность.
13.7.      Обеспечивает овладение учениками с особенностями развития белорусским менталитетом, усвоение существующих традиций, национальных достижений.

III. Руководство и финансирование

14.    Общее руководство интегрированным обучением осуществляет Министерство образования и науки Республики Беларусь. Во взаимодействии с Национальным институтом образования, БГПУ определяются основные направления совершенствования и развития интегрированного обучения, повышения качества воспитания, коррекции и социально-трудовой адаптации.
15.    Организация интегрированного обучения и непосредственное руководство им возлагается на областные и районные (городские) органы образования. Активное участие принимают педагогические коллективы общеобразовательных школ, родители ребенка с особенностями развития.
16.    Основным источником финансирования интегрированного обучения служат средства местного бюджета. Возможно использование других средств финансирования.