Сравнительная характеристика детей с сенсорной алалией и детей с нарушением слуха


 Критерий сравнения

Дети с сенсорной алалией

Дети с нарушением слуха

Причина

 

 

Корковое нарушение деятельности речеслухового анализатора (верхней височной области коры головного мозга)

Гнойные и вирусные воспалительные процессы, интоксикации

 

Патогенез Нарушение высшего анализа и синтеза всех звуковых раздражителей Нарушение проводимости звуковых раздражителей, различных по силе тяжести
Интеллект Первично сохранен Первично сохранен
Состояние слуха Физический слух чаще всего сохранен Аудиограмма выявляет снижение слуха на речевых частотах
Порог восприятия речи Отсутствие четкого порога восприятия, наблюдается непостоянство слуховой функции: сигналы одинаковой громкости то воспринимаются, то не воспринимаются Наблюдается стабильный порог восприятия, ниже которого дифференциация звуков становится невозможной
Влияние увеличения громкости на понимание речи Увеличение громкости не влияет либо ухудшает понимание речи. Более тихая речь воспринимается лучше. Есть реакция на смену интонации. Увеличение громкости улучшает понимание речи
Гиперакузия (повышенная чувствительность к звукам, безразличным для окружающих)
+
-
Самостоятельное подражание звукам

Наличие эхолалии: дети могут спонтанно, без специального обучения повторить отдельные слоги, звукосочетания, слова и короткие фразы.
Подражание звукам непостоянно и зависит от ситуации

Отсутствует

Замыкательная акупатия + -
Связь между предметом и его названием Не образовывают связь. Ситуативное понимание звука, слова…

Образуют связь, она устойчива

Соотношение пассивного и активного словаря Активный словарь превышает пассивный Пассивный словарь превышает активный
Состояние голоса Голос нормальный, сохранны модуляция и интонация речи Голос лишен звучности, звонкости, громкости, речь недостаточно интонирована, лишена эмоциональной выразительности
Контактность детей Менее контактны Более контактны
Использование жестов и мимики
+
-