Речевое развитие детей от 0 до 3 лет


Многих родителей волнуют вопросы: Каковы причины речевой патологии? Как вообще должна развиваться речь ребенка? Как не упустить время, когда следует бить тревогу?
В традиционной логопедии речевое развитие условно разделено на несколько этапов и может служить для родителей памяткой.

1 месяц

Ребёнок реагирует на сильный раздражитель и на шум, может отличить го­лос мамы от голосов других родственников. Его крик приобретает некоторый эмоциональный оттенок и является показателем развития речи. У здорового ребёнка он громкий, чистый, с коротким вдохом и протяжённым выдохом. К концу месяца ребёнок начинает издавать различные звуки.

2 месяца

Эмоциональные реакции ребёнка становятся более определёнными. Когда мама обращается к нему, он отвечает ей звуковыми сочетаниями типа: «аай», «хее», «гуу», «ляя» — это называется гулением. Сначала произносятся гласные звуки, затем добавляются гортанные. Характер и продолжительность гуления зависят от реакции матери. При положительной реакции эмоциональный харак­тер гуления усиливается.

3 месяца

Ребёнок оживлённо общается со взрослыми и реагирует на интонацию го­лоса. Смотрит туда, откуда доносится звук. Положительные эмоции у него вы­зывают музыкальные звуки.

4 месяца

Гуление становится более длительным. Ребёнок может бурно выражать свои эмоции, громко смеяться и отвечать улыбкой на улыбку матери.

5 месяцев

Гуление становится более певучим. Появляются гортанные звуки. Эмоции приобретают определённый характер. Услышав неожиданный звук, ребёнок за­тихает, прислушивается.

6 месяцев

Ребёнок делает первые попытки произносить слоги. Этот период называется периодом лепетания или лепета. Лепет представляет собой сочетание звуков, например: «ма-ма-ма», «на-на-на», «бе-бе», «гу-гу», «да-да» и др. Эти звуко­вые комплексы не связаны со смыслом. Малыш таким образом тренирует свой звуковой аппарат. Детское лепетание совершенно непроизвольно и не следует принимать это за первые слова.

7 месяцев

Малыш начинает отчётливо и с разной интонацией произносить слоги. В этом возрасте у него уже сформировано около 4 звуков.

8  месяцев

Ребёнок повторяет одинаковые звуки, произносит гласные и согласные. По­стоянно растёт количество отчётливых артикулируемых слогов.

9  месяцев

Малыш учится общаться при помощи жестов. Произносит последовательно­сти из 4 слогов и имеет пассивный словарный запас.

10  месяцев

Ребёнок может повторять за взрослым звуки и слоги. Хотя смысла в речи ещё нет, ребёнка увлекает ритм.

11 месяцев

В этом возрасте малыш очень любит общаться. Если вы поддерживаете «раз­говор», ребёнок восторженно воркует и тараторит. Он уже понимает слово «нельзя», но не всегда на него реагирует.

12 месяцев

Ребёнок уже может выполнять несложные поручения и действия. В этом воз­расте малыш чётко и ясно произносит своё первое слово.

15 месяцев

Словарный запас ребёнка составляет примерно 6 слов. Ребёнок понимает и может выполнить простые просьбы, не сопровождающиеся жестами.

18 месяцев

Словарный запас ребёнка достигает 7—25 слов. Он уже может показывать ча­сти тела (на себе или на игрушке).

21 месяц

Ребёнок начинает говорить предложениями, состоящими из 2 слов, например: «Мама, дай!», «Бабе чай» и т. д. Его словарный запас увеличивается до 30 слов.

24 месяца

Словарный запас малыша составляет уже 50 слов. В речи появляется опре­делённый порядок слов. Ребёнка теперь понимает не только мама, но и другие родственники.

30 месяцев

Малыш начинает использовать в своей речи местоимения «я», «ты», «мне», разные существительные и глаголы, опуская при этом предлоги.

36 месяцев

Словарный запас вашего малыша составляет 250 слов и более. Он уже мо­жет говорить предложениями, состоящими из 3 слов, использует в речи мно­жественное число, может назвать своё имя, возраст, пол.